Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Конспект логопедического занятия на тему
«Пересказ рассказа Людмилы Белоусовой «День рождения» с опорой на схематичные рисунки» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Цель: обучение пересказу рассказа с опорой на схематичные рисунки».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

- обучать детей пересказу рассказа с опорой на схематичные рисунки;
- формировать способность передавать содержание без пропусков и искажений;
- совершенствовать грамматический строй речи (правильно употреблять предлоги: в, под).

2. Коррекционно-развивающие задачи:

- обогащать словарь по теме «Дикие животные»;
- развивать связную речь, интонационную выразительность речи, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
- воспитывать любовь к чтению.

Материал:

- демонстрационный: мягкая игрушка-ежонок, пособие «Волшебные кольца», серия схематичных рисунков, игрушки: корзинка, клубника, грибы, яблоки, груши;
- раздаточный: картинки-раскраски по количеству детей.

Предшествующая работа: разучивание подвижного упражнения «Лесные зверята», организация дидактических игр «Волшебные кольца», «Кто где живёт?», «У кого кто?».

Словарная работа: домишко, берлога, дупло, кустик, нора, логово, ежонок, медвежонок, бельчонок, зайчонок, лисёнок, волчонок, грубая, колючая, удобная, полезная.

Методические приёмы:

- загадывание загадки;
- сюрпризные моменты: появление ежонка, угощения для ежонка, картинки-раскраски для детей;
- пересказ рассказа с опорой на схематичные рисунки;
- вопросы по содержанию текста;
- игровые упражнения: «Ёжик», «Кто где живёт?», «Лесные зверята», «Угощение ежонка»;
- использование пособия «Волшебные кольца».

Ход занятия:

I. Оргмомент - загадывание загадки:

Лежала под ёлками
Подушечка с иголками,
Лежала, лежала
Да и побежала.


Пальчиковая гимнастика «Ёж» (пальцы правой руки проходят между пальцами левой руки, большие пальцы соединяются).

Появление ежонка:

- Привет, друзья! Я к вам очень торопился, но сначала отпросился у своей мамы ежихи, она меня отпустила, а сама осталась в домике-домишке.

Логопед:

- Дорогой ежонок, я предлагаю поиграть в игру «Кто где живёт?», пусть ребята отгадают и покажут, в каких жилищах живут дикие животные.

Ежонок:

- Я с удовольствием послушаю.

II. Дидактическая игра «Кто где живёт?» (с использованием пособия «Волшебные кольца»)

Логопед:

- У нас есть волшебные кольца.

Эти кольца не простые,
Звери здесь живут лесные.
Вы колечко покрутите,
Домики зверям найдите.


Дети:

- Кручу, верчу,
Отгадать хочу!


- Ёж живёт в норе.
- Медведь живёт в берлога.
- Волк живёт в логове.
- Белка живёт в дупле.
- Лиса живёт в норе.
- Заяц живёт под кустиком.

Ежонок что-то шепчет логопеду на ухо.

Логопед:

- Дети, ежонок очень хочет послушать рассказ про лесных зверят. Сейчас я вам расскажу рассказ «День рождения», написала его Людмила Белоусова.

III. Рассказывание рассказа Людмилы Белоусовой «День рождения» с опорой на схематичные рисунки:

Летела по лесу сорока-белобока. Во все домишки заглядывала, новости рассказывала. Заглянула сорока-белобока в берлогу медвежонка, в дупло бельчонка, под кустик зайчонка, в нору лисёнка, в логово волчонка. Всем зверятам рассказала, что у ежонка день рождения.

Прибежали зверята друга поздравлять. Надарили ему разных подарков. Обрадовался ежонок и стал угощать гостей: бельчонка- орешками, зайчонка- капусткой, лисёнка и волчонка- рыбкой, медвежонка- мёдом.

Сидит ежонок на гостей смотрит. Какие же они красивые: зайчонок- в белой шубке, бельчонок и лисёнок- в рыженьких, волчонок- в серой, медвежонок- в коричневой. А у ежонка шубка не такая пушистенькая, а грубая и колючая, но зато очень удобная полезная для жизни.

Спели зверята ежонку «Каравай», поиграли, поплясали, да и пошли по своим домишкам. Хороший получился день рождения!

Вопросы логопеда:

- Вам понравился рассказ?
- Как он называется?
- Кто летел по лесу?
- Куда заглядывала сорока-белобока?
- Что она рассказывала?
- В какие домишки заглянула сорока-белобока?
- О чём рассказала сорока всем зверятам?
- К кому прибежали зверята?
- Зачем зверята прибежали к другу?
- Что подарили зверята ежонку?
- Покажите, как ежонок обрадовался разным подаркам.
- Чем стал угощать ежонок своих гостей?
- Сидит ежонок, на кого смотрит?
- О чём он думает?
- В каких шубках зверята?
- А у ежонка шубка такая же пушистенькая?
- А какая у него шубка?
- Как вы думаете, почему автор пишет, что у ежонка шубка удобная и полезная для жизни?
- Что зверята спели ежонку?
- Что ещё делали зверята?
- А потом куда они пошли?
- Какой получился день рождения?

Ежонок снова что-то шепчет логопеду.

Логопед:

- Ежонок просит, чтобы вы закрыли глаза и представили друзей ежонка.

IV. Игровое упражнение «Чудесные превращения» (У детей глаза закрыты.)

Логопед просит представить, как зверята к ежонку на день рождения торопятся:

• как зайчонок прыгает и скачет;
• как лисёнок бежит осторожно, следы хвостиком заметает;
• как медвежонок идёт, с лапы на лапу переваливается.

Логопед:

- Откройте глаза. Попробуйте изобразить лесных зверят в игре.

V. Физпауза - подвижное упражнение «Лесные зверята»:

Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька- трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

VI. Повторное рассказывание текста логопедом с установкой на запоминание.

VII. Пересказ рассказа «День рождения» детьми «по цепочке». (Каждый ребёнок по очереди рассказывает по одной картинке, соблюдая логическую последовательность.)

Ежонок:

- Отлично! Вы постарались в точности пересказать эту историю!

Логопед:

- Нашему гостю ежонку тоже, наверное, будет приятно получить подарки.

VIII. Игровое упражнение «Угощение ежонка». (Дети по очереди выбирают угощение для ежонка и кладут в корзинку.)

IX. Прощание с ежонком.

Ежонок:

- Спасибо вам за ароматные угощения! А я для вас приготовил картинки- раскраски, которые можно будет вечером раскрасить, забрать домой и снова рассказать эту историю своей семье. Мне было очень приятно общаться с вами! До новых встреч!