Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Цель: обучение пересказу рассказа с опорой на схематичные рисунки».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- обучать детей пересказу рассказа с опорой на схематичные рисунки;
- формировать способность передавать содержание без пропусков и
искажений;
- совершенствовать грамматический строй речи (правильно употреблять
предлоги: в, под).
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- обогащать словарь по теме «Дикие животные»;
- развивать связную речь, интонационную выразительность речи, логическое
мышление, зрительное и слуховое внимание, общую и тонкую моторику,
координацию речи с движением, творческое воображение.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности,
самостоятельности, инициативности;
- воспитывать любовь к чтению.
Материал:
- демонстрационный: мягкая игрушка-ежонок, пособие
«Волшебные кольца», серия схематичных рисунков, игрушки: корзинка,
клубника, грибы, яблоки, груши;
- раздаточный: картинки-раскраски по количеству детей.
Предшествующая работа: разучивание подвижного
упражнения «Лесные зверята», организация дидактических игр «Волшебные
кольца», «Кто где живёт?», «У кого кто?».
Словарная работа: домишко, берлога, дупло, кустик,
нора, логово, ежонок, медвежонок, бельчонок, зайчонок, лисёнок,
волчонок, грубая, колючая, удобная, полезная.
Методические приёмы:
- загадывание загадки;
- сюрпризные моменты: появление ежонка, угощения для ежонка,
картинки-раскраски для детей;
- пересказ рассказа с опорой на схематичные рисунки;
- вопросы по содержанию текста;
- игровые упражнения: «Ёжик», «Кто где живёт?», «Лесные зверята»,
«Угощение ежонка»;
- использование пособия «Волшебные кольца».
Ход занятия:
I. Оргмомент - загадывание загадки:
Лежала под ёлками
Подушечка с иголками,
Лежала, лежала
Да и побежала.
Пальчиковая гимнастика «Ёж» (пальцы правой руки
проходят между пальцами левой руки, большие пальцы соединяются).
Появление ежонка:
- Привет, друзья! Я к вам очень торопился, но сначала отпросился у своей
мамы ежихи, она меня отпустила, а сама осталась в домике-домишке.
Логопед:
- Дорогой ежонок, я предлагаю поиграть в игру «Кто где живёт?», пусть
ребята отгадают и покажут, в каких жилищах живут дикие животные.
Ежонок:
- Я с удовольствием послушаю.
II. Дидактическая игра «Кто где живёт?» (с
использованием пособия «Волшебные кольца»)
Логопед:
- У нас есть волшебные кольца.
Эти кольца не простые,
Звери здесь живут лесные.
Вы колечко покрутите,
Домики зверям найдите.
Дети:
- Кручу, верчу,
Отгадать хочу!
- Ёж живёт в норе.
- Медведь живёт в берлога.
- Волк живёт в логове.
- Белка живёт в дупле.
- Лиса живёт в норе.
- Заяц живёт под кустиком.
Ежонок что-то шепчет логопеду на ухо.
Логопед:
- Дети, ежонок очень хочет послушать рассказ про лесных зверят. Сейчас я
вам расскажу рассказ «День рождения», написала его Людмила Белоусова.
III. Рассказывание рассказа Людмилы Белоусовой «День рождения» с
опорой на схематичные рисунки:
Летела по лесу сорока-белобока. Во все домишки заглядывала, новости
рассказывала. Заглянула сорока-белобока в берлогу медвежонка, в дупло
бельчонка, под кустик зайчонка, в нору лисёнка, в логово волчонка. Всем
зверятам рассказала, что у ежонка день рождения.
Прибежали зверята друга поздравлять. Надарили ему разных подарков.
Обрадовался ежонок и стал угощать гостей: бельчонка- орешками, зайчонка-
капусткой, лисёнка и волчонка- рыбкой, медвежонка- мёдом.
Сидит ежонок на гостей смотрит. Какие же они красивые: зайчонок- в белой
шубке, бельчонок и лисёнок- в рыженьких, волчонок- в серой, медвежонок-
в коричневой. А у ежонка шубка не такая пушистенькая, а грубая и
колючая, но зато очень удобная полезная для жизни.
Спели зверята ежонку «Каравай», поиграли, поплясали, да и пошли по своим
домишкам. Хороший получился день рождения!
Вопросы логопеда:
- Вам понравился рассказ?
- Как он называется?
- Кто летел по лесу?
- Куда заглядывала сорока-белобока?
- Что она рассказывала?
- В какие домишки заглянула сорока-белобока?
- О чём рассказала сорока всем зверятам?
- К кому прибежали зверята?
- Зачем зверята прибежали к другу?
- Что подарили зверята ежонку?
- Покажите, как ежонок обрадовался разным подаркам.
- Чем стал угощать ежонок своих гостей?
- Сидит ежонок, на кого смотрит?
- О чём он думает?
- В каких шубках зверята?
- А у ежонка шубка такая же пушистенькая?
- А какая у него шубка?
- Как вы думаете, почему автор пишет, что у ежонка шубка удобная и
полезная для жизни?
- Что зверята спели ежонку?
- Что ещё делали зверята?
- А потом куда они пошли?
- Какой получился день рождения?
Ежонок снова что-то шепчет логопеду.
Логопед:
- Ежонок просит, чтобы вы закрыли глаза и представили друзей ежонка.
IV. Игровое упражнение «Чудесные превращения» (У детей
глаза закрыты.)
Логопед просит представить, как зверята к ежонку на
день рождения торопятся:
• как зайчонок прыгает и скачет;
• как лисёнок бежит осторожно, следы хвостиком заметает;
• как медвежонок идёт, с лапы на лапу переваливается.
Логопед:
- Откройте глаза. Попробуйте изобразить лесных зверят в игре.
V. Физпауза - подвижное упражнение «Лесные зверята»:
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька- трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
VI. Повторное рассказывание текста логопедом с установкой на
запоминание.
VII. Пересказ рассказа «День рождения» детьми «по цепочке».
(Каждый ребёнок по очереди рассказывает по одной картинке, соблюдая
логическую последовательность.)
Ежонок:
- Отлично! Вы постарались в точности пересказать эту историю!
Логопед:
- Нашему гостю ежонку тоже, наверное, будет приятно получить подарки.
VIII. Игровое упражнение «Угощение ежонка». (Дети по
очереди выбирают угощение для ежонка и кладут в корзинку.)
IX. Прощание с ежонком.
Ежонок:
- Спасибо вам за ароматные угощения! А я для вас приготовил картинки-
раскраски, которые можно будет вечером раскрасить, забрать домой и снова
рассказать эту историю своей семье. Мне было очень приятно общаться с
вами! До новых встреч!