Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Цель: формирование правильного произнесения звуков «А», «У», «О», «И».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- упражнять в назывании символов гласных звуков;
- продолжать учить выделять начальные гласные звуки «А», «У», «О», «И» в
словах;
-упражнять в определении звуков «А», «У», «О», «И» по немой артикуляции;
- закрепить правильное произнесение звуков «А», «У», «О», «И»
изолированно и в словах.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- формировать фонематическое восприятие;
- формировать целенаправленную воздушную струю;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- развивать силу голоса и темп;
- развивать общую и мелкую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать привычку заниматься сообща;
- воспитывать усидчивость;
- воспитывать умение выполнять установленные нормы поведения.
Материал:
- демонстрационный: кукла Незнайка, шкатулка с символами гласных звуков
«А», «У», «О», «И», конверт с картинками на звуки «А», «У», «О», «И».
- раздаточный: символы звуков «А», «У», «О», «И».
Предшествующая работа:
проведение игр «Катилось «О»», «Назови пропущенный звук».
Словарная работа:
апельсин, утка, облако, Инна, гласный звук.
Методические приемы:
- загадывание загадки;
- дыхательная гимнастика «Дует ветер»;
- метод моделирования: обозначение гласных звуков А, У красными кругами
разными по величине, О- красным овалом и звука И- красными полосками;
- использование картинок;
- игровые упражнения: «Определение звука по артикуляции», «Чья
картинка», «Спой звук долго (быстро) и тихо (громко) .
Ход занятия:
1. Оргмомент - загадывание загадки:
К нам сейчас придёт
Мальчик нам знакомый,
Очень мало знает
(Незнайка)
Появление Незнайки, приветствие.
2. Называние гласных звуков по символам.
Незнайка: «Что это за шкатулка, что в ней находится? »
Логопед: «Там символы гласных звуков. Дети назовут их. Какой звук мы
обозначаем этим символом (большим красным кругом? »
Дети: «Звук А»
(Дети выполняют такое же задание по звукам «О», «У», «И».)
3. Определение звука по немой артикуляции.
Логопед: «Незнайка, отгадай, какую песенку я хочу
спеть? » (Незнайка сомневается)
Дети: «А (У, И, О) »
4. Произнесение звуков в разном темпе, с разной силой голоса.
Логопед: «Пропойте звук «А» долго и тихо;
«У» быстро и тихо;
«И» быстро и громко;
«О» громко и долго».
5. Физпауза:
Незнайка: «Я недавно слышал стишок про «О», но я его не запомнил».
Логопед: «Наши дети знают это стихотворение, они его расскажут».
Дети рассказывают стишок и выполняют движения:
Не под окном,
Катилось «О»
И охало.
Охало, охало
Не под окном,
А около.
6. Называние картинок, выделяя первый гласный звук.
Незнайка: «Что это за конверт? »
Логопед: «Здесь лежат картинки на разные звуки. Ребята назовут эти
картинки. Дети, первый звук выделите, произнесите его долго».
(Дети называют картинки, выделяя первый звук в слове.)
7. Игра «Чья картинка? » - подбор картинок
к соответствующему символу звуков:
Незнайка: «Поиграем с картинками и символами».
Незнайка раздаёт детям символы разных звуков. Незнайка показывает
картинку, ребёнок доказывает, произносительно выделяя соответствующий
звук, что эта картинка его.
(Последняя картинка - «Осень».)
8. Упражнение «Подуйте на листья».
Незнайка: «Какое сейчас время года? »
Дети: «Осень».
Логопед: «Что происходит с листьями осенью? »
Дети: «Желтеют, опадают».
Логопед: «Почему листья опадают? »
Дети: «Дует сильный ветер».
Логопед: «Покажите, как дует ветер, как кружатся листья в воздухе. Губы
вытяните, щёчки не надувайте, подуйте на листья:
Листья жёлтые летят,
На дорожку сесть хотят».
9. Незнайка благодарит детей, прощается.