Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Конспект НОД для детей средней группы
«Гласные звуки А, У, О, И»

Цель: формирование правильного произнесения звуков «А», «У», «О», «И».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

- упражнять в назывании символов гласных звуков;

- продолжать учить выделять начальные гласные звуки «А», «У», «О», «И» в словах;

-упражнять в определении звуков «А», «У», «О», «И» по немой артикуляции;

- закрепить правильное произнесение звуков «А», «У», «О», «И» изолированно и в словах.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

- формировать фонематическое восприятие;

- формировать целенаправленную воздушную струю;

- развивать логическое мышление, память, внимание;

- развивать силу голоса и темп;

- развивать общую и мелкую моторику.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать привычку заниматься сообща;

- воспитывать усидчивость;

- воспитывать умение выполнять установленные нормы поведения.

Материал:

- демонстрационный: кукла Незнайка, шкатулка с символами гласных звуков «А», «У», «О», «И», конверт с картинками на звуки «А», «У», «О», «И».

- раздаточный: символы звуков «А», «У», «О», «И».

Предшествующая работа:
проведение игр «Катилось «О»», «Назови пропущенный звук».

Словарная работа:
апельсин, утка, облако, Инна, гласный звук.

Методические приемы:

- загадывание загадки;

- дыхательная гимнастика «Дует ветер»;

- метод моделирования: обозначение гласных звуков А, У красными кругами разными по величине, О- красным овалом и звука И- красными полосками;

- использование картинок;

- игровые упражнения: «Определение звука по артикуляции», «Чья картинка», «Спой звук долго (быстро) и тихо (громко) .

Ход занятия:

1. Оргмомент - загадывание загадки:

К нам сейчас придёт

Мальчик нам знакомый,

Очень мало знает

(Незнайка)

Появление Незнайки, приветствие.

2. Называние гласных звуков по символам.

Незнайка: «Что это за шкатулка, что в ней находится? »

Логопед: «Там символы гласных звуков. Дети назовут их. Какой звук мы обозначаем этим символом (большим красным кругом? »

Дети: «Звук А»

(Дети выполняют такое же задание по звукам «О», «У», «И».)

3. Определение звука по немой артикуляции.

Логопед: «Незнайка, отгадай, какую песенку я хочу
спеть? » (Незнайка сомневается)

Дети: «А (У, И, О) »

4. Произнесение звуков в разном темпе, с разной силой голоса.

Логопед: «Пропойте звук «А» долго и тихо;

«У» быстро и тихо;

«И» быстро и громко;

«О» громко и долго».

5. Физпауза:

Незнайка: «Я недавно слышал стишок про «О», но я его не запомнил».

Логопед: «Наши дети знают это стихотворение, они его расскажут».

Дети рассказывают стишок и выполняют движения:

Не под окном,

Катилось «О»

И охало.

Охало, охало

Не под окном,

А около.

6. Называние картинок, выделяя первый гласный звук.

Незнайка: «Что это за конверт? »

Логопед: «Здесь лежат картинки на разные звуки. Ребята назовут эти картинки. Дети, первый звук выделите, произнесите его долго».

(Дети называют картинки, выделяя первый звук в слове.)

7. Игра «Чья картинка? » - подбор картинок
к соответствующему символу звуков:

Незнайка: «Поиграем с картинками и символами».

Незнайка раздаёт детям символы разных звуков. Незнайка показывает картинку, ребёнок доказывает, произносительно выделяя соответствующий звук, что эта картинка его.

(Последняя картинка - «Осень».)

8. Упражнение «Подуйте на листья».

Незнайка: «Какое сейчас время года? »

Дети: «Осень».

Логопед: «Что происходит с листьями осенью? »

Дети: «Желтеют, опадают».

Логопед: «Почему листья опадают? »

Дети: «Дует сильный ветер».

Логопед: «Покажите, как дует ветер, как кружатся листья в воздухе. Губы вытяните, щёчки не надувайте, подуйте на листья:

Листья жёлтые летят,

На дорожку сесть хотят».

9. Незнайка благодарит детей, прощается.