Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей средней логопедической группы с общим недоразвитием речи на тему «Исправь ошибки»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Музыка», «Физическая культура».

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные».

Задачи:

1. Коррекционно-образовтельные задачи:

- закрепить представления детей о домашних животных, их особенностях («Познание»);
- совершенствовать грамматический строй речи: предлог «с», образование названий детенышей животных, образование существительных единственного числа в винительном падеже, называние действий («Познание»);
- упражнять в назывании звукоподражаний животных («Познание»);
- продолжать учить отгадывать загадки, используя характерные особенности внешнего вида домашних животных («Чтение художественной литературы»);
- учить запоминать прослушанный текст произведения («Чтение художественной литературы»).

2. Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать речевой слух, слуховую и зрительную память, логическое мышление («Познание»);
- формировать навык запоминания отрывка из текста («Коммуникация»);
- развивать общую и мелкую моторику («Физическая культура»);
- укреплять глазодвигательные мышцы («Здоровье»);
- закрепить правило пожарной безопасности («Безопасность»);
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку («Музыка»).

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- развивать коммуникативные навыки взаимодействия, доброжелательное отношение друг к другу, вежливость, отзывчивость («Коммуникация»);
- воспитывать любовь к домашним животным («Социализация»);
- объяснять моральные нормы поведения на примерах поступков героев прочитанных произведений («Социализация»);
- воспитывать проявление инициативы в оказании помощи товарищам («Социализация»).

Словарная работа: отгадывать загадки, домашние животные живут рядом с домом человека, приносят пользу, люди ухаживают за домашними животными, корова с теленком, овца с ягненком, коза с козленком, свинья с поросенком, лошадь с жеребенком, собака с щенком, кошка с котенком, стоит, сидит, играет, ходит, умывается, прыгает, царапается, мяукает, лакает, спит, спички.

Предварительная работа:

- чтение стихотворения К. Чуковского «Путаница»;
- рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, птиц и их детенышей, беседа о них;
- проведение подвижной игры «Кошка»;
- беседа о правилах пожарной безопасности.

Оборудование, материал:

- демонстрационный: кукла Незнайка, пособие «Волшебные кольца» (для дидактической игры «Кого я вижу?»), пособие «Сухой бассейн», корзинка для котят, ноутбук, проектор, мультфильм «Путаница», мультимедийная презентация (слайды: «Путаница», «Лисички поджигают море», «Горящая спичка», «Бабочка тушит пожар», гимнастика для глаз «Бабочка»).
- раздаточный: карточки-схемы загадок, игрушки-котята,

Методические приёмы:

- художественное слово;
- сюрпризный момент – появление Незнайки, игрушек-котят;
- использование метода мнемотехники – карточки с изображением схем-загадок;
- использование пособия «Волшебные кольца»;
- игровые упражнения: «Исправь ошибки», «Кого я вижу?», «Прятки», «Что делают котята?», «Кошка», «Бабочка»;
- использование метода импатии – превращение в кошек;
- беседа с детьми;
- просмотр отрывка мультфильма «Путаница»;
- просмотр мультимедийной презентации («Путаница», «Лисички поджигают море», «Горящая спичка», «Бабочка тушит пожар», гимнастика для глаз «Бабочка»).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент – загадывание загадки:

Мальчик к нам шагает
В огромной синей шляпе,
Очень мало знает
Этот мальчик малый.
Кто же это? Отгадай-ка!
                                  (Незнайка)


Появление Незнайки, приветствие.

Логопед: Как вы догадались, что я загадала загадку про Незнайку.

Дети: Незнайка ходит в большой синей шляпе. Он ничего не знает.

2. Дидактическая игра «Исправь ошибки Незнайки».

Логопед: Почему ты загрустил, Незнайка?

Незнайка: Я не могу отгадывать загадки.

Логопед: Что будем делать, ребята?

Дети: Будем учить Незнайку отгадывать загадки.

Логопед: Наши девочки и мальчики добры, отзывчивы, всегда приходят на помощь в трудную минуту.

Логопед приглашает всех к столику, на котором лежат перевернутые обратной стороной карточки с изображением схем-загадок.

Логопед: Дети, возьмите по одной карточке и переверните их. Я загадаю вам загадки о животных. Слушайте внимательно, эти карточки-схемы помогут вам отгадать загадки.

Незнайка: Можно мне тоже отгадывать загадки?

Логопед: Конечно, Незнайка, отгадывай загадки. Мы внимательно будем слушать твои ответы.

Логопед загадывает загадки:

1) Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
2) Нос пятачком, а хвост крючком. (Свинья)
3) С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
4) Стоит гора, спереди — вилы, сзади — метла. (Корова)


Незнайка отгадывает загадки неверно, дети исправляют ошибки, объясняют свой ответ, используя карточки-схемы:

1-й ребенок: У кошки мягкие лапки и острые когти.
2-й ребенок: У свиньи нос похож на пятачок, а хвостик — на крючок.
3-й ребенок: Собака сторожит дом. У нее хвост колечком.
4-й ребенок: Корова большая как гора, рога как вилы, хвост у нее как метла.

При необходимости логопед дополняет ответы детей.

Незнайка: И в следующий раз и я буду таким же внимательным, как вы.

Логопед: Про каких животных мы с вами говорили?

Дети: Про домашних животных.

Логопед: Почему они называются домашними животными?

Дети: Они живут рядом с домом человека.

Логопед: Почему они живут рядом с людьми?

Дети: Люди ухаживают за ними. Домашние животные приносят пользу людям.

3. Дидактическое упражнение «Кого я вижу?» (Использование пособия «Волшебные кольца»).

Логопед: У каждого домашнего животного есть свой детеныш. Предлагаю вам заглянуть в волшебное окошко и по очереди назвать, кого вы видите. Но сначала помогите животным отыскать своего детеныша.

Незнайка выполняет задание первым и говорит: «Я вижу козу с козленком». Затем каждый ребенок выполняет задание и называет, кого он видит: «Я вижу свинью с поросенком (собаку с щенком, овцу с ягненком, корову с теленком, лошадь с жеребенком, кошку с котенком)».

4. Игровое упражнение «Найди котят».

Логопед просит подойти к сухому бассейну и найти там котят.

Логопед. У кошки очень игривые котята. Они решили поиграть в прятки. Прошу вас помочь найти котят.

Дети находят котят в сухом бассейне.

5. Упражнение «Что делает котенок?».

Дети садятся на ковер.

Логопед: Каждый котенок занят своим делом. Назовите, что делает каждый котенок?

Дети называют, что один котенок играет с мячом, другой – ходит, третий – стоит, четвертый – сидит, пятый – умывается.

Логопед: Что еще может делать котенок? Назовите, что делает котенок.

Дети: Прыгает, царапается, мяукает, лакает, спит.

Логопед: Предлагаю положить котят в корзинку, пусть отдохнут.

6. Подвижная игра «Кошка».

Незнайка: Я забыл, кто мама котят?

Дети: Кошка.

Незнайка: Я вас превращаю в кошек. Один, два, три, покружитесь и в кошек превратитесь.

Логопед: Выразительно расскажите Незнайке стихотворение «Киска» и поиграйте.

Дети рассказывают стихотворение, согласовывая слова с движениями:

Вы со мной знакомы близко.
          (Идут по кругу на носочках крадучись.)

Я приветливая киска.
          (Держа согнутые руки перед грудью.)

Кверху — кисточки на ушках,
          (Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек.)
Когти спрятаны в подушках.
          («Когти» из пальчиков.)

В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
          (Вновь идут по кругу крадучись.)

Но дразнить меня опасно —
          (Опять останавливаются, встают лицом в круг.)
Я царапаюсь ужасно.
          (Показывают «когти».)

                                                                                В. Стоянов

Незнайка: Один, два, три, покружитесь и в детишек превратитесь.

7. Упражнение «Исправим ошибки».

Логопед приглашает к просмотру отрывка мультфильма «Путаница». Дети садятся на стулья.

Логопед: А теперь посмотрите и послушайте отрывок из уже знакомого вам стихотворения К. Чуковского «Путаница». Внимательно слушайте, потому что потом будете «исправлять ошибки», которые есть в стихотворении.

Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!

Показ презентации «Путаница»:

Логопед: Вы услышали все «ошибки», которые допустили звери и птицы? Как замяукали свинки?
Дети: Мяу, мяу!
Логопед: А как они подают голос на самом деле?
Дети: Хрю, хрю, хрю!
Логопед: Как захрюкали кошечки?
Дети: Хрю, хрю, хрю!
Логопед: А как они подают голос на самом деле?
Дети: Мяу, мяу!
Логопед: Как заквакали уточки?
Дети: Ква, ква, ква!
Логопед: А как они должны подавать голос?
Дети: Кря, кря, кря!
Логопед: Как закрякали курочки?
Дети: Кря, кря, кря!
Логопед: Вы знаете, как они кудахчут на самом деле?
Дети: Ко, ко, ко!
Логопед: Как замычал воробышек?
Дети: Му-у-у!
Логопед: Как он чирикает на самом деле?
Дети: Чик-чирик!
Логопед: А кто мычит?
Дети: Корова.
Логопед: Как заревел медведь?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Логопед: А на самом деле он рычит вот так: «Р-р-р!» А кто кукарекает?
Дети: Петух.
Логопед: Молодцы! Вы исправили все ошибки! А потом случилась беда. Какая беда?
Дети: Лисички подожгли синее море.

(Показать слайд «Лисички поджигают море».)

Логопед:

А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.

Логопед: Как вы думаете, правильно обращались со спичками лисички? А нужно ли маленьким детям брать спички?

(Показать слайд «Горящая спичка»).

Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Младшим братьям и сестричкам
Дошколята говорят:
«Крепко помните, что спички
Не игрушка для ребят!»
(Б. Миротворцев)

Логопед: Возвратимся к стихотворению «Путаница». Много разных животных тушили пожар, но не смогли потушить. Кто всё же потушил огонь?

(Показать слайд «Бабочка тушит пожар».)

Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать -
И потухло.

8. Гимнастика для глаз «Бабочка».

Логопед: Встаньте ровно, последите только глазами, как бабочка летала в разных направлениях, старалась потушить пожар.
(Показать слайд «Бабочка движется вправо-влево, вверх-вниз».) Бабочка движется по 8 раз.

9. Окончание стихотворения.

Логопед: Но ведь в стихотворении «Путаница» все одумались и стали подавать голос правильно. Вот послушайте. А если помните стихотворение, помогайте мне его рассказывать.

(Показать слайды.)

Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лошади заржали:
И-и-и!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!
Мурочку баюкают
Милую мою...

Молодцы! Спасибо вам за то, что вы помогли мне рассказать стихотворение.

10. Итог.

Незнайка: Как мне было с вами интересно и приятно общаться! Как я много нового узнал. А что же я узнал?

Логопед: Девочки и мальчики, помогите Незнайке вспомнить всё, что он сегодня увидел и узнал у нас.

Дети перечисляют все моменты.

Незнайка благодарит, прощается и уходит.