Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Интеграция образовательных областей: «Познание»,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»,
«Социализация», «Безопасность», «Музыка», «Физическая культура».
Цель: Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние
животные».
Задачи:
1. Коррекционно-образовтельные задачи:
- закрепить представления детей о домашних животных, их особенностях
(«Познание»);
- совершенствовать грамматический строй речи: предлог «с», образование
названий детенышей животных, образование существительных единственного
числа в винительном падеже, называние действий («Познание»);
- упражнять в назывании звукоподражаний животных («Познание»);
- продолжать учить отгадывать загадки, используя характерные особенности
внешнего вида домашних животных («Чтение художественной литературы»);
- учить запоминать прослушанный текст произведения («Чтение
художественной литературы»).
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевой слух, слуховую и зрительную память, логическое
мышление («Познание»);
- формировать навык запоминания отрывка из текста («Коммуникация»);
- развивать общую и мелкую моторику («Физическая культура»);
- укреплять глазодвигательные мышцы («Здоровье»);
- закрепить правило пожарной безопасности («Безопасность»);
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку («Музыка»).
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать коммуникативные навыки взаимодействия, доброжелательное
отношение друг к другу, вежливость, отзывчивость («Коммуникация»);
- воспитывать любовь к домашним животным («Социализация»);
- объяснять моральные нормы поведения на примерах поступков героев
прочитанных произведений («Социализация»);
- воспитывать проявление инициативы в оказании помощи товарищам
(«Социализация»).
Словарная работа: отгадывать загадки, домашние животные
живут рядом с домом человека, приносят пользу, люди ухаживают за
домашними животными, корова с теленком, овца с ягненком, коза с
козленком, свинья с поросенком, лошадь с жеребенком, собака с щенком,
кошка с котенком, стоит, сидит, играет, ходит, умывается, прыгает,
царапается, мяукает, лакает, спит, спички.
Предварительная работа:
- чтение стихотворения К. Чуковского «Путаница»;
- рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, птиц и их
детенышей, беседа о них;
- проведение подвижной игры «Кошка»;
- беседа о правилах пожарной безопасности.
Оборудование, материал:
- демонстрационный: кукла Незнайка, пособие
«Волшебные кольца» (для дидактической игры «Кого я вижу?»), пособие
«Сухой бассейн», корзинка для котят, ноутбук, проектор, мультфильм
«Путаница», мультимедийная презентация (слайды: «Путаница», «Лисички
поджигают море», «Горящая спичка», «Бабочка тушит пожар», гимнастика для
глаз «Бабочка»).
- раздаточный: карточки-схемы загадок,
игрушки-котята,
Методические приёмы:
- художественное слово;
- сюрпризный момент – появление Незнайки, игрушек-котят;
- использование метода мнемотехники – карточки с изображением
схем-загадок;
- использование пособия «Волшебные кольца»;
- игровые упражнения: «Исправь ошибки», «Кого я вижу?», «Прятки», «Что
делают котята?», «Кошка», «Бабочка»;
- использование метода импатии – превращение в кошек;
- беседа с детьми;
- просмотр отрывка мультфильма «Путаница»;
- просмотр мультимедийной презентации («Путаница», «Лисички поджигают
море», «Горящая спичка», «Бабочка тушит пожар», гимнастика для глаз
«Бабочка»).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент – загадывание загадки:
Мальчик к нам шагает
В огромной синей шляпе,
Очень мало знает
Этот мальчик малый.
Кто же это? Отгадай-ка!
(Незнайка)
Появление Незнайки, приветствие.
Логопед: Как вы догадались, что я загадала загадку про Незнайку.
Дети: Незнайка ходит в большой синей шляпе. Он ничего не знает.
2. Дидактическая игра «Исправь ошибки Незнайки».
Логопед: Почему ты загрустил, Незнайка?
Незнайка: Я не могу отгадывать загадки.
Логопед: Что будем делать, ребята?
Дети: Будем учить Незнайку отгадывать загадки.
Логопед: Наши девочки и мальчики добры, отзывчивы, всегда приходят на
помощь в трудную минуту.
Логопед приглашает всех к столику, на котором лежат перевернутые
обратной стороной карточки с изображением схем-загадок.
Логопед: Дети, возьмите по одной карточке и переверните их. Я загадаю
вам загадки о животных. Слушайте внимательно, эти карточки-схемы помогут
вам отгадать загадки.
Незнайка: Можно мне тоже отгадывать загадки?
Логопед: Конечно, Незнайка, отгадывай загадки. Мы внимательно будем
слушать твои ответы.
Логопед загадывает загадки:
1) Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
2) Нос пятачком, а хвост крючком. (Свинья)
3) С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
4) Стоит гора, спереди — вилы, сзади — метла. (Корова)
Незнайка отгадывает загадки неверно, дети исправляют ошибки, объясняют
свой ответ, используя карточки-схемы:
1-й ребенок: У кошки мягкие лапки и острые когти.
2-й ребенок: У свиньи нос похож на пятачок, а хвостик — на крючок.
3-й ребенок: Собака сторожит дом. У нее хвост колечком.
4-й ребенок: Корова большая как гора, рога как вилы, хвост у нее как
метла.
При необходимости логопед дополняет ответы детей.
Незнайка: И в следующий раз и я буду таким же внимательным, как вы.
Логопед: Про каких животных мы с вами говорили?
Дети: Про домашних животных.
Логопед: Почему они называются домашними животными?
Дети: Они живут рядом с домом человека.
Логопед: Почему они живут рядом с людьми?
Дети: Люди ухаживают за ними. Домашние животные приносят пользу людям.
3. Дидактическое упражнение «Кого я вижу?»
(Использование пособия «Волшебные кольца»).
Логопед: У каждого домашнего животного есть свой детеныш. Предлагаю вам
заглянуть в волшебное окошко и по очереди назвать, кого вы видите. Но
сначала помогите животным отыскать своего детеныша.
Незнайка выполняет задание первым и говорит: «Я вижу козу с козленком».
Затем каждый ребенок выполняет задание и называет, кого он видит: «Я
вижу свинью с поросенком (собаку с щенком, овцу с ягненком, корову с
теленком, лошадь с жеребенком, кошку с котенком)».
4. Игровое упражнение «Найди котят».
Логопед просит подойти к сухому бассейну и найти там котят.
Логопед. У кошки очень игривые котята. Они решили поиграть в прятки.
Прошу вас помочь найти котят.
Дети находят котят в сухом бассейне.
5. Упражнение «Что делает котенок?».
Дети садятся на ковер.
Логопед: Каждый котенок занят своим делом. Назовите, что делает каждый
котенок?
Дети называют, что один котенок играет с мячом, другой – ходит, третий –
стоит, четвертый – сидит, пятый – умывается.
Логопед: Что еще может делать котенок? Назовите, что делает котенок.
Дети: Прыгает, царапается, мяукает, лакает, спит.
Логопед: Предлагаю положить котят в корзинку, пусть отдохнут.
6. Подвижная игра «Кошка».
Незнайка: Я забыл, кто мама котят?
Дети: Кошка.
Незнайка: Я вас превращаю в кошек. Один, два, три, покружитесь и в кошек
превратитесь.
Логопед: Выразительно расскажите Незнайке стихотворение «Киска» и
поиграйте.
Дети рассказывают стихотворение, согласовывая слова с движениями:
Вы со мной знакомы близко.
(Идут по кругу на
носочках крадучись.)
Я приветливая киска.
(Держа согнутые руки
перед грудью.)
Кверху — кисточки на ушках,
(Останавливаются,
встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек.)
Когти спрятаны в подушках.
(«Когти» из
пальчиков.)
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
(Вновь идут по кругу
крадучись.)
Но дразнить меня опасно —
(Опять
останавливаются, встают лицом в круг.)
Я царапаюсь ужасно.
(Показывают «когти».)
В. Стоянов
Незнайка: Один, два, три, покружитесь и в детишек превратитесь.
7. Упражнение «Исправим ошибки».
Логопед приглашает к просмотру отрывка мультфильма «Путаница». Дети
садятся на стулья.
Логопед: А теперь посмотрите и послушайте отрывок из уже знакомого вам
стихотворения К. Чуковского «Путаница». Внимательно слушайте, потому что
потом будете «исправлять ошибки», которые есть в стихотворении.
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
Показ презентации «Путаница»:
Логопед: Вы услышали все «ошибки», которые допустили звери и птицы? Как
замяукали свинки?
Дети: Мяу, мяу!
Логопед: А как они подают голос на самом деле?
Дети: Хрю, хрю, хрю!
Логопед: Как захрюкали кошечки?
Дети: Хрю, хрю, хрю!
Логопед: А как они подают голос на самом деле?
Дети: Мяу, мяу!
Логопед: Как заквакали уточки?
Дети: Ква, ква, ква!
Логопед: А как они должны подавать голос?
Дети: Кря, кря, кря!
Логопед: Как закрякали курочки?
Дети: Кря, кря, кря!
Логопед: Вы знаете, как они кудахчут на самом деле?
Дети: Ко, ко, ко!
Логопед: Как замычал воробышек?
Дети: Му-у-у!
Логопед: Как он чирикает на самом деле?
Дети: Чик-чирик!
Логопед: А кто мычит?
Дети: Корова.
Логопед: Как заревел медведь?
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Логопед: А на самом деле он рычит вот так: «Р-р-р!» А кто кукарекает?
Дети: Петух.
Логопед: Молодцы! Вы исправили все ошибки! А потом случилась беда. Какая
беда?
Дети: Лисички подожгли синее море.
(Показать слайд «Лисички поджигают море».)
Логопед:
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Логопед: Как вы думаете, правильно обращались со спичками лисички? А
нужно ли маленьким детям брать спички?
(Показать слайд «Горящая спичка»).
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Младшим братьям и сестричкам
Дошколята говорят:
«Крепко помните, что спички
Не игрушка для ребят!»
(Б. Миротворцев)
Логопед: Возвратимся к стихотворению «Путаница». Много разных животных
тушили пожар, но не смогли потушить. Кто всё же потушил огонь?
(Показать слайд «Бабочка тушит пожар».)
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать -
И потухло.
8. Гимнастика для глаз «Бабочка».
Логопед: Встаньте ровно, последите только глазами, как бабочка летала в
разных направлениях, старалась потушить пожар.
(Показать слайд «Бабочка движется вправо-влево, вверх-вниз».)
Бабочка движется по 8 раз.
9. Окончание стихотворения.
Логопед: Но ведь в стихотворении «Путаница» все одумались и стали
подавать голос правильно. Вот послушайте. А если помните стихотворение,
помогайте мне его рассказывать.
(Показать слайды.)
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лошади заржали:
И-и-и!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!
Мурочку баюкают
Милую мою...
Молодцы! Спасибо вам за то, что вы помогли мне рассказать стихотворение.
10. Итог.
Незнайка: Как мне было с вами интересно и приятно общаться! Как я много
нового узнал. А что же я узнал?
Логопед: Девочки и мальчики, помогите Незнайке вспомнить всё, что он
сегодня увидел и узнал у нас.
Дети перечисляют все моменты.
Незнайка благодарит, прощается и уходит.