Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Конспект логопедического занятия на тему «Составление рассказов о транспорте по плану» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование навыка составления рассказов о транспорте по плану.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнять и расширять знания детей о транспорте;
- закреплять в речи обобщающие понятия: наземный транспорт, водный, воздушный;
- уточнять и расширять представления детей о правилах перехода через дорогу;
- закреплять знания буквы А;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- упражнять в образовании существительных в творительном падеже;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
- упражнять в правильном употреблении предлогов: на, за, перед, около, между.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

развивать связную речь, интонационную выразительность речи, фонетические представления, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, целенаправленную воздушную струю, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение, диафрагмальное дыхание.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, умения выполнять установленные нормы поведения.

Материал:

- демонстрационный: мягкая игрушка- кот Леопольд, светофор(три круга), «зебра»(белые полосы), знак «пешеходный переход», буква «А», макет автобуса, руль, сумка кондуктора, объемные игрушки (самолёт, мотоцикл, паровоз, трактор, пароход), клавиатура, волшебная палочка.
- раздаточный: геометрические фигуры, карточки - схемы изображения паровоза, «фейерверк» - игрушки для развития воздушной струи, конфетти, монеты, билеты – картинки с изображением транспорта.

Предшествующая работа: разучивание подвижного упражнения «Поиграем», экскурсия к ближайшей улице, рассматривание транспорта, беседа о транспорте, его назначении, правилах поведения на улице, организация сюжетно – ролевой игры «Автобус», заучивание стихотворения «Светофор».

Словарная работа: транспорт наземный, воздушный, водный, «зебра», пешеход, водитель, пассажир, кондуктор, лётчик, машинист, мотоциклист, капитан.

Методические приёмы:

- игровой приём « Едем в автобусе»;
- сюрпризный момент – появление кота Леопольда, волшебная палочка, игрушки – транспортные средства, игрушки - фейерверк;
- загадывание загадки;
- дыхательная гимнастика «Фейерверк», «Вдохнём аромат свежего воздуха»;
- использование картинок;
- игровые упражнения: «Составь рассказ по плану о транспорте», «Телеграф», «Поиграем», «Детский аттракцион», «Где кот Леопольд?», «Сложи паровоз по схеме», «Фейерверк».

Ход занятия:

Оргмомент – загадывание загадки.

Логопед:

- В гости к нам кто-то торопится. Про него я загадаю загадку. Слушайте внимательно:

Кот, покачиваясь в кресле, в мягких тапочках сидит,
Надоедливым мышатам, улыбаясь говорит:
«Ребята, давайте жить дружно!»
А вам, дети, как зовут кота, отгадать нужно,
Скажем дружно: «Это кот… (Леопольд)».


Появление кота Леопольда, приветствие, знакомство с детьми.

Прогулка по городу.

Кот Леопольд:

- Я предлагаю вам, друзья, прогуляться по нашему городу.

Логопед:

- Как называется наш город?

Дети:

- Чебоксары.

Логопед:

- Чебоксары - наш любимый город!
- Мы вышли из детского сада и ходим по улице пешком. Как мы сейчас называемся?

Дети:

- Пешеходы.

Логопед:

- Нам нужно перейти дорогу. В каком месте можно переходить дорогу?

Дети:

- По мосту, по подземному переходу, по «зебре».

Логопед:

- Мы уже издали, видим «зебру» и дорожный знак «Пешеходный переход».
- А машин на дороге много. Здесь нам поможет светофор. На какой свет можно переходить дорогу?

Дети:

- На зеленый свет переходят дорогу.

Чтение стихотворения ребенком:

Если свет зажегся красный,-
Значит, двигаться опасно,
Жёлтый – предупрежденье,
А зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»


(Во время чтения стихотворения логопед демонстрирует красный, желтый и зелёный круги.)

Логопед:

- Переходите через дорогу.
- Продолжим нашу прогулку, но пешком мы быстро устанем. А вот и остановка, рядом – знак. Какая это буква?

Дети:

- Буква «А».

Логопед:

- Значит, здесь останавливается, какой пассажирский транспорт?

Дети:

- Автобус.

Поездка в автобусе

Логопед:

- Здесь стоит автобус кота Леопольда. Займите места в автобусе. Как вы теперь называетесь?

Дети:

- Пассажиры.

Логопед:

- Кот Леопольд будет сидеть за рулём. Значит, он - кто?

Дети:

- Водитель.

Логопед:

- У меня сумка с билетами. Значит, я - кто?

Дети:

- Кондуктор.

Логопед:

- У водителя сломался микрофон. Поможем ему объявлять остановки. Объявлять нужно громко, чётко, выразительно.
(1-ый ребенок объявляет: «Следующая остановка: «Почта».)

Кондуктор выдает каждому ребенку билет с изображением транспорта.

Логопед:

- Что изображено на ваших билетах?

Дети:

- Самолёт.
- Экскаватор.
- Пароход.
- Грузовик.

Логопед:

- Как это всё назвать одним словом?

Дети:

- Транспорт.

Игровое упражнение «Составь рассказ по плану»

Логопед:

- Попробуйте составить рассказ о транспорте по следующему плану. Назовите изображённый транспорт. Скажите, к какому виду он относится: воздушному, наземному, водному? Где движется? Для чего он предназначен?

Ребёнок:

- Самолёт – это воздушный транспорт. Он летает по воздуху. Самолёт перевозит пассажиров.
(Подобный рассказ составляет каждый ребенок о своём транспорте.)

Игровое упражнение «Телеграф»

Логопед:

- Автобус остановился на остановке «Почта», здесь мы выйдем из автобуса и пойдём в телеграф.
- Кот Леопольд не прислушивался к вашим рассказам, так как он сидит за рулём, ему нельзя отвлекаться. Поэтому мы передадим ему телеграммы о транспорте. Составьте предложение из двух слов о транспорте, ответив на вопрос: «Что делает?»

Дети:

- Самолёт летит.
- Экскаватор роет.
- Пароход плывёт.
- Грузовик едет.

Логопед:

- Слова разделите на части, и отправьте телеграммы, отбивая их на клавишах указательным пальцем.
(Ребёнок: «Са-мо-лёт ле-тит». И так каждый ребенок о своём транспорте.)

Дети снова садятся в автобус. (2-ой ребёнок объявляет: «Следующая остановка: «Детский парк».)

Логопед:

- Поиграем в игру «Четвертый лишний»:

Самолёт, вертолёт, автомобиль, ракета.
Корабль, мотоцикл, катер, лодка.
Машина, лошадка, пароход, самолёт.


- Подъехали к остановке «Детский парк».
- Какой свежий воздух в парке. Сделаем вдох через нос, наполним живот ароматом свежего воздуха, сделаем выдох через рот, выпустим воздух.

Физпауза – подвижное упражнение «Поиграем»:

На лошадке мы скакали,
До угла мы доскакали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит: у- у- у!


Кот Леопольд:

- Я вижу «Детский аттракцион». Там можно покататься на каком - нибудь транспорте.

Игра «Где находится кот Леопольд?» (около парохода, перед самолётом, между самолётом и паровозом, за мотоциклом, на мотоцикле)

Логопед:

- Кот Леопольд сел на мотоцикл покататься. Предлагаю и вам, дети, занять места напротив любого транспорта. Возьму волшебную палочку:

Один, два, три, четыре, пять,
Мы хотим играть опять.
Был транспорт маленький,
Стал он большим!


- Какие большие стали предметы! Представьте, что вы сидите в транспорте и движетесь в нём. Можете закрыть глаза, помечтать.
(Пока дети катаются, кот Леопольд поет песенку о дружбе.)

Логопед:

- Всё, время вышло, пора возвращаться в автобус.
(3-ий ребенок объявляет: «Следующая остановка: «Детский сад».)

Логопед:

- Вспомните, кем был кот Леопольд в аттракционе? Чем он управлял?

Дети:

- Леопольд был мотоциклистом. Он управлял мотоциклом.

Логопед:

- Вспомните, кем были вы? Чем управляли вы?

Ребёнок:

- Я был машинистом, управлял паровозом.
(Подобное предложение составляет каждый ребенок о своем транспорте.)

Возвращение в детский сад

Дети выходят из автобуса и идут в детский сад. Садятся за столы.

Игра «Сложи паровозик из геометрических фигур»

Логопед:

- Коту Леопольду очень понравилось управлять автобусом и мотоциклом. Он еще хочет научиться управлять паровозом. Поэтому мы для него сложим паровозики из геометрических фигур. Переверните карточки и по данной схеме сложите паровозики.
(Дети выполняют задание.)

Логопед:

- Расскажите коту Леопольду, сколько квадратов (треугольников, кругов) вы взяли, чтобы построить паровоз?

Дети:

- Четыре квадрата.
- Три треугольника.
- Три круга.

Логопед:

- Сколько всего паровозов вы построили?

Ребёнок:

- Четыре паровоза.

Фейерверк

Логопед:

- Кот Леопольд благодарит вас за отзывчивость, доброжелательность и дружелюбие. Там, где - дружба, всегда есть место чудесам. Поэтому в честь дружбы мы устроим фейерверк!
- Сделайте вдох через нос, дуйте в трубочку сильно, долго, не надувая щёк.
(Дети дуют – летит конфетти.)

Прощание с котом Леопольдом:

- До новых встреч!