Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Академик В.В. Виноградов назвал грамматический строй речи «организующим центром языка».

Пути формирования грамматически правильной речи:

- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи;
- повышение речевой культуры взрослых;
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
-- исправление грамматических ошибок.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с ОНР является одной из трудных задач в логопедической работе. При правильном подходе к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. А появлению всего выше перечисленного способствует использование дидактических игр на занятиях с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами, картинками и схемами, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Дидактические игры и упражнения:

1. «Живое».
Цель: определение одушевленных существительных.
2. «Неживое».
Цель: определение неодушевленных существительных.
3. «Что (кто) это?».
Цель: употребление формы именительного падежа существительных в единственном (множественном) числе.
4. «Чего (кого) не стало?».
Цель: употребление формы родительного падежа существительных в единственном (множественном) числе.
5. «Чему (кому) я рад?».
Цель: употребление формы дательного падежа существительных в единственном (множественном) числе.
6. «Что (кого) я вижу?».
Цель: употребление формы винительного падежа существительных в единственном (множественном) числе.
7. «Чем (кем) я любуюсь?».
Цель: употребление формы творительного падежа существительных в единственном (множественном) числе.
8. «О ком (о чём) я думаю, мечтаю?».
Цель: употребление формы предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом «О».
9. «Один – много».
Цель: употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
Вариант. Цель: употребление существительных в родительном падеже множественного числа со словом много.
10. «Четвертый лишний».
Цель: выделение из группы предметов лишнего.
11. «Назови ласково».
Цель: образование и употребление существительных (прилагательных) с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.
12. «Скажи наоборот».
Цель: употребление антонимов.
Инструкция: подобрать к каждому слову другое слово, которое имеет противоположный смысл.
13. «Великан».
Цель: образование и употребление существительных с увеличительным суффиксом –ищ-.
14. «Назови детенышей».
Цель: образование и употребление существительных – названий детенышей животных в единственном и множественном числе.
15. «Семейка».
Цель: образование существительных – названий животных разного пола и возраста.
Вариант. Цель: образование родственных (однокоренных) слов.
16. «Жадина».
Цель: согласование притяжательных местоимений с существительными.
17. «Дружная команда».
Цель: определение рода и числа существительных, употребление личных местоимений: он, она, они.
18. «Солнце – оно».
Цель: определение рода и числа существительных, употребление личного местоимения: оно.
19. «Сколько?».
Цель: согласование существительных с числительными 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
20. «Из чего сделан предмет?».
Цель: образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам.
21. «Поварёнок».
Цель: образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания.
22. «Шаловливый ветер».
Цель: образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса -ин-.
23. «Назови, чьи части тела».
Цель: образование притяжательных прилагательных.
24. «Странный зверь».
Цель: образование притяжательных прилагательных.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.