Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Детские ошибки

Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детским словам?

Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребёнка.

Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [ш] ребёнок заменяет им звук [с]: «шырость» вместо «сырость».

Необходимо поправлять неправильное произнесение ребёнком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребёнка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искажённой формы. Дети с завидным упорством повторяют искажённое ими слово. Если неправильное произнесение ребёнком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.

Другой, более распространённой ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребёнке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребёнком слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать...» Вы должны очень чётко произнести слово и попросить малыша повторить его вслед за вами.

Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более лёгкой для ребенка формы.

К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребёнок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребёнок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет её и на другие.

Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам.

Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.

Приведем пример из книги М. М. Кольцовой «Ребёнок учится говорить»: «Возьмём все стулы и сделаем поезд», — предлагает трёхлетний Женя своему приятелю. «Нет, — возражает тот, — здесь мало стулов».

Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего около 3—4% от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребёнок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеётесь над ребёнком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.

Необходимо развивать интерес ребёнка к свойствам предметов (большой, маленький, круглый, синий) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).

В дошкольном возрасте ребёнок способен отличить качество от количества или действия. Однако наибольшую сложность для ребёнка представляет соотнесение качественных характеристик предмета, например, размер с размером, цвет с цветом. Ребёнок путает эти понятия.