Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Как научить ребёнка запоминать стихи

Объём зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи практически не отличается от нормы. Трудности возникают у этих детей при запоминании на слух вербального материала. У детей с дисфункциями левого полушария головного мозга наблюдается нарушение объёма памяти, а у детей с дисфункциями правого полушария головного мозга наблюдается нарушение объёма памяти, а у детей с дисфункциями правого полушария – трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала. Дети не могут запомнить многоступенчатую (3-4 действия) инструкцию и соответственно выполнить её. Продуктивность запоминания снижена по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети слабо запоминают стихи, в которых многообразных выражений, метафор. Даже в старшем дошкольном возрасте дети с ОНР способны запомнить и потом воспроизвести небольшие по объёму стихотворения с доступным их пониманию простым содержанием.

Если такие дети понимают смысл стихотворения, то значительно лучше его запоминают.

Поэтому очень важно научить детей приёмам запоминания стихотворения.

Одним из эффективных приёмов является «Рисуем стихотворение».

Текст кодируется с помощью рисунков-символов. Взрослый выразительно читает текст, затем даёт ребёнку установку: «Попробуем нарисовать стихотворение. И тогда ты сумеешь его хорошо запомнить. Я читаю текст и рисую по ходу чтения». Следует рисовать и схемы предлогов, чтобы ребёнок «не проглатывал» их.

                         Медведь

Как под горкой –
Снег, снег.                    

И на горке
Снег, снег.                 

Как под ёлкой –
Снег, снег.                    

И на ёлке
Снег, снег.                 

А под снегом
Спит медведь.             

Тише! Тише!
Не шуметь!                 

И. Токмакова

Взрослый вместе с ребёнком воспроизводит текст с опорой на рисунки. Затем ребёнок рассказывает сам.

Ребёнок может придумать рисунки-символы и сам вместе со взрослым. Нужно учить ребёнка не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает их, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, а запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Важна и эмоциональная окраска в процессе запоминания, так как дошкольники надолго запоминают материал, пропущенный через эмоциональную сферу.

Данный приём помогает ребёнку осознать смысл заучиваемого, быстро и надолго запомнить текст.