Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Как оценить звукопроизношение ребёнка

                                                                         (начиная с четырехлетнего возраста)

Часто, для того чтобы определить, правильно ли ребёнок произносит звуки речи, взрослые предлагают ему повторить за ними отдельные слова или звуки. Такая методика не всегда дает возможность получить чёткое представление о произношении звуков в самостоятельной детской речи. Подражая взрослому, малыш нередко произносит звуки лучше, чем без посторонней помощи.

Опыт показывает, что нецелесообразно также оценивать звукопроизношение, ограничиваясь прослушиванием чтения наизусть, так как в заученном со слов взрослого стихотворении ребёнок произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать нужные для проверки звуки. Поэтому лучше всего предложить ребёнку специальный материал в форме картинок.

Попросите вашего малыша назвать то, что нарисовано на картинке. Внимательно слушайте, как он произносит тот или иной звук речи. Каждый конкретный звук в названиях изображенных предметов должен быть в начале, середине или конце слова.

Что такое «полное отсутствие того или иного звука в речи ребёнка»?

Это такой своеобразный внешний дефект в произношении звуков речи, например, отсутствие звука р или л (в этом случае ребёнок говорит абота вместо работа и апа вместо лапа). Этот вид нарушений звукопроизношения внешне похож на «возрастное косноязычие», но, в отличие от последнего, встречается в более позднем возрасте (после пяти-шести лет).