Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

«Он вихрь, ураган, пожар»
или как помочь гиперактивному ребёнку

Многие родители жалуются на своих детей: неусидчив, как шило, книжку и 10 минут не смотрит, не слышит обращений к нему, спать не уложить и т.д.

«Активный» - в переводе с латинского - деятельный, действенный.
«Гипер» - от греческого - над, сверх - указывает на превышение нормы.

Среди родителей бытует мнение, что гиперктивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат воспитания. Многие считают, если ребенок подвижен, неусидчив – он гиперактивный. Такие выводы не всегда верны, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку данного диагноза имеет специалист после специальной диагностики.

Выделяют три основные блока проявления гиперактивности:

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Ч асто теряет вещи.
6. Избегает скучных заданий.
7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредотачивает внимание.
4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемое правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних – успешен, на других – нет).

Если в возрасте до 7 –ми лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка.

Другие, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение, предоставляют ребенку полную свободу действий.

Ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков не приведут к улучшению в поведении ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, очень быстро присоединяется к Вашему настроению. Эмоции его просто захлестнут. Что бы этого не допустить, Вам необходимо помнить: в любой ситуации Вы должны сохранять спокойствие.

Очень часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями, сообразительны, быстро «схватывают» информацию. У родителей складывается впечатление, что обычная программа в детском саду слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки. Но завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок очень часто ведут к переутомлению, капризам.

Если родители выбирают тактику вседозволенности, то ребенок очень быстро начинает манипулировать взрослыми. Поэтому гиперактивному ребенку необходимы четкие границы дозволенного.

Заранее оговорите правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (необязательно материальное). Запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой и непреклонной форме. При этом ребенок должен знать, что будет за нарушение запрета. А родители должны быть очень последовательны при исполнении санкций, а не зависеть от своего настроения.

Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, поэтому часто страдает его самооценка. Родителям необходимо чаще хвалить ребенка за его успехи и достижения, даже самые незначительные.

Гиперактивному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Заранее предупредите его об этом.

Очень часто родители гиперактивных детей говорят о том, что их дети не устают. На самом деле именно эта усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое родители принимают за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Поэтому родителям рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, соблюдать режим дня, ребенок должен ложиться спать строго определенное время. Заниматься с ребенком лучше в начале дня, а не вечером. Необходимо уменьшать их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе.