Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Как пополнять словарный запас у детей
шести-семи лет

Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями — и зачастую оказывается, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-«паразиты». Очень важна роль словарного запаса и при овладении ребенком в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро и главное — правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.

Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к шести—семи годам. Дальше он будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений» услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10—15 минут родительского времени.

Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

Игра «По дороге домой»
Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых они проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

Упражнение «Что я загадал?»
Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

Упражнение «Загадай — мы отгадаем»
Составление детьми загадок-описаний.
При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса — длинная коса.

Большое значение в обогащении детского словаря имеет работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, профессий, посуды. Полезно знакомить с происхождением некоторых слов («Почему цветок — подснежник, а гриб — подберезовик?»).

Необходимо учить детей различать и подбирать слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы). Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря.

Упражнение «Скажи наоборот»
Взрослый называет слово, а ребенок — противоположное ему но значению: толстый — тонкий, сильный — слабый, мерзнуть — идти, война — мир и т.д.

Упражнение «Продолжи цепочку»
Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища — еда — корм — продукты; жилище — дом — квартира — здание; идти — шагать — топать — шлепать; веселый – озорной — смешной и т. д.

Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).

Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение, но и формируете доверительные, теплые отношения.