Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Прежде чем научить ребенка звуковому анализу, поучитесь сами протяжно
произносить звуки:
А, О, У, И, Э, Ы. Это гласные
звуки. Их в русском языке шесть.
Обратите внимание ребенка на то, что гласные звуки произносятся без
напряжения, плавно, долго, без участия языка.
Их обозначаем красным цветом:
.
Есть еще и согласные звуки:
- звонкие твердые и
мягкие: Б, Бь, В, Вь, Г, Гь, Д, Дь, Ж, З, Зь, Л, Ль, М,
Мь, Н, Нь, Р, Рь,
- глухие твердые и
мягкие: К, Кь, П, Пь, С, Сь, Т, Ть, Ф, Фь, Х, Хь, Ц, Ч,
Ш, Щ.
Твердые согласные звуки обозначаем синим
цветом:
.
Мягкие согласные – зеленым цветом:
.
Прежде всего, выясните, различает ли ребенок близкие по звучанию
согласные звуки, потренируйте его в этом. Подберите пару картинок, на
которых изображены знакомые ребенку предметы и попросите показать:
Где КОСА, а где КОЗА (СУП –
ЗУБ, ПОЧКА – БОЧКА, КОШКА – КОЧКА, МИШКА – МИСКА, РАК – ЛАК, ТАЧКА -
ДАЧКА).
Обратите внимание, что звуки в слове нужно произносить отчетливо, чтобы
дети смогли его узнать и хлопнуть в ладоши или поднять соответствующий
сигнал.
Затем учите ребенка самостоятельно придумывать слова с заданным звуком.
Звук этот всё время нужно выделять голосом.
Задайте вопрос: «В каком из этих слов есть звук М?» (Ни
в коем случае не произносите «МЭ» - это буква, а не
звук, а мы учим пока только звуки.)
М-машина, дом-м,
лопата, м-матрешка, книга, сум-мка,
зонт,
ком-мната, сом-м.
Пусть ребенок произносит слова так, чтобы было хорошо слышно, что в них
есть заданный звук. Одновременно учим ребенка, где находится звук в
слове: в начале (машина), в
середине (сумка), в конце
(дом).
Задача последнего этапа обучения - научить ребенка выделять в простых
словах все составляющие их звуки и определять их последовательность.
- Я назову тебе слово, а ты скажешь, какие звуки в нем есть:
К-О-О-Т.
Назови 1-ый звук? Второй? Третий? А теперь «запишем» его так:
Покажите ребенку, что порядок звуков определяет собой смысл слова, одни и те же звуки, расположенные в разном порядке, образуют разные слова:
КОТ – ТОК НОС - СОН