Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Как строить слова

Прежде чем научить ребенка звуковому анализу, поучитесь сами протяжно произносить звуки:

А, О, У, И, Э, Ы. Это гласные звуки. Их в русском языке шесть.

Обратите внимание ребенка на то, что гласные звуки произносятся без напряжения, плавно, долго, без участия языка.
Их обозначаем красным цветом: красный .

Есть еще и согласные звуки:

- звонкие твердые и мягкие: Б, Бь, В, Вь, Г, Гь, Д, Дь, Ж, З, Зь, Л, Ль, М, Мь, Н, Нь, Р, Рь,

- глухие твердые и мягкие: К, Кь, П, Пь, С, Сь, Т, Ть, Ф, Фь, Х, Хь, Ц, Ч, Ш, Щ.

Твердые согласные звуки обозначаем синим цветом: синий .

Мягкие согласные – зеленым цветом: зеленый .

Прежде всего, выясните, различает ли ребенок близкие по звучанию согласные звуки, потренируйте его в этом. Подберите пару картинок, на которых изображены знакомые ребенку предметы и попросите показать:

Где КОСА, а где КОЗА (СУП – ЗУБ, ПОЧКА – БОЧКА, КОШКА – КОЧКА, МИШКА – МИСКА, РАК – ЛАК, ТАЧКА - ДАЧКА).

Обратите внимание, что звуки в слове нужно произносить отчетливо, чтобы дети смогли его узнать и хлопнуть в ладоши или поднять соответствующий сигнал.

Затем учите ребенка самостоятельно придумывать слова с заданным звуком. Звук этот всё время нужно выделять голосом.

Задайте вопрос: «В каком из этих слов есть звук М?» (Ни в коем случае не произносите «МЭ» - это буква, а не звук, а мы учим пока только звуки.)

М-машина, дом-м, лопата, м-матрешка, книга, сум-мка, зонт,
ком-мната, сом-м.


Пусть ребенок произносит слова так, чтобы было хорошо слышно, что в них есть заданный звук. Одновременно учим ребенка, где находится звук в слове: в начале (машина), в середине (сумка), в конце (дом).

Задача последнего этапа обучения - научить ребенка выделять в простых словах все составляющие их звуки и определять их последовательность.

- Я назову тебе слово, а ты скажешь, какие звуки в нем есть: К-О-О-Т.
Назови 1-ый звук? Второй? Третий? А теперь «запишем» его так:

Включите отображение картинки

Покажите ребенку, что порядок звуков определяет собой смысл слова, одни и те же звуки, расположенные в разном порядке, образуют разные слова:

КОТ – ТОК           НОС - СОН