Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Организация развивающих игр во время рукоделия

Если вы любите рукодельничать и у вас есть маленькие дети, не стоит ждать, когда, наконец, ребенок уснет, и вы сможете заняться любимым делом. Воспользуйтесь случаем, чтобы совместить свое увлечение и развитие вашего малыша. Эти игры помогут ему развить умение классифицировать предметы, разовьют тактильные ощущения и мелкую моторику рук, а также привьют первые навыки самообслуживания.

«Осязательная» игра

Возраст: 3-5 лет.

Игра будет полезной для маленького ребенка. Дайте малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой.

В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Пуговицы

Возраст: 4-7 лет.

Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.

Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор: цветок, бусы, корзинку или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине.

Бусы

Возраст: 4-7 лет.

Сделайте вид, что вы случайно рассыпали бусы. Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки в коробочку с маленьким отверстием. Затем он поможет вам нанизать бусинки на нитку. Со временем он будет нанизывать их в определенном порядке, чередуя по форме, цвету или величине.

Клубки для вязания

Возраст: 4-7 лет.

Попросите ребенка рассортировать одноцветные клубки по отдельным корзинкам или мешочкам. Говорите ребенку названия оттенков одного цвета, которые он не знает. Можно попросить найти самый большой клубок и самый маленький. Для этого придется распределить клубки по размеру.

Распутай клубок

Возраст: 4-7 лет.

Замотайте толстыми нитками маленького игрушечного котенка. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котенка, который играл с клубком и запутался...

Пристегни окошко

Возраст: 4-7 лет.

Из остатков цветного сукна вырежьте силуэт домика, машины, парохода, самолета... Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их).

На силуэт зверя можно пристегивать уши, хвостик, лапы, морковку на зайчика, орешки на белочку, яблочки на ежика и т. д. На силуэт бабочки можно пристегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета — бабочка будет разноцветной.

Игры научат малыша застегивать пуговицы на своей одежде. Этот навык, тренируемый повседневно, в свою очередь, сделает его пальчики более умелыми и ловкими.

Играем со шнурками

Возраст: 4-7 лет.

Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для шнуровки и дайте ребенку зашнуровать игрушечную обувь или одежду. После этого ему будет легче справляться со своей одеждой и обувью.

Лесенка из ниток

Возраст: 4-7 лет.

Разложите ниточку на столе — ребенок «пробежит» по ней пальчиками. Выложите ниточку змейкой — малыш «перепрыгнет» через все изгибы ручейка. Выложите нитку зигзагом — он «прошагает» по лестнице из нитки.

Вместо нитки и иголки

Возраст: 5-7 лет.

Если вы шьете или вышиваете, не отказывайте ребенку в удовольствии «делать как мама». Иголкой с ниткой ему послужат яркие тряпичные или кожаные шнурки (в продаже встречаются шнурки самых разных цветов и оттенков). Вместо обычной ткани вполне подойдет марля, закрепленная на обычных вышивальных пяльцах, — ее легко протыкать даже шнурком. Когда ребенок научится делать стежки, предложите ему пришить к той же марле крупную пуговицу.

А можно создать и настоящее панно. Приготовьте кусок плотной ткани для основы (примерно 20x30 см) и элементы «аппликации» — кусочки ткани разных форм и размеров. Дыроколом сделайте в основе и кусочках отверстия, дайте ребенку в руки шнурок — он получит возможность пришить одну ткань к другой уже привычным ему способом. Так же шьют вещи для больших кукол.

Коврик

Возраст: 5-7 лет.

Маленький коврик можно соткать таким способом: сделать внутри прямоугольного куска сукна параллельные надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см), а затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки, переплетая ими полоски сукна поочередно сверху, снизу, сверху, снизу и т. д. «Мастер» будет очень горд, если сможет подарить кому-нибудь такую салфетку или, к примеру, подставку под горячее.

Иголки для ежика

Возраст: 5-7лет.

Ребенок постарше справится со следующим заданием. Положите перед ним мягкую игольницу из ткани или поролона и блюдце с иголками. Предложите ему украсить ежика иголками. Ребенок должен быть крайне осторожным, чтобы не уколоться. Проследите за ним, чтобы он не брал иголки в рот и не ронял их на пол. Обычно игры с опасными предметами кажутся детям особенно привлекательными.

Узелки

Возраст: 5-7 лет.

В процессе работы попросите ребенка распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). В следующий раз можно устроить соревнование: кто быстрее развяжет узелок на своем шнурке.

Картинки из ниток

Возраст: 5-7 лет.

Дайте ребенку кусочки шерстяных ниток и лист цветной бархатной бумаги. Нитки, цепляясь за ворсинки, неплохо прикрепляются к ней. Из ниток можно выкладывать различные изображения: геометрические фигурки, паутинку для паучка или веселую мордочку.

Вырезание

Возраст: 5-7лет.

Дайте ребенку ненужный кусочек ткани и маленькие ножницы. Пусть он стрижет ткань так, как ему хочется. Даже если он не сможет выстричь что-либо интересное, сам процесс, несомненно, доставит ему удовольствие.