Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Проверьте состояние речи своего ребенка

                                                                                                         (автор — Л. И. Соколова)

1. Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи на слух. Детям нужно уметь четко произносить все звуки речи, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударение в слове. Речь ребенка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной.

2. Словарный запас ребенка к семи годам должен составлять 2500—3000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова, такие как одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт и т. д.

• Ребенку должны быть известны названия предметов, относящихся к различным группам, например: цветы, деревья, виды транспорта и т.д.

Ребенку нужно уметь:

• определять название предмета по его признакам, например: кислый, желтый (лимон), зеленый, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и т. д.;

• подбирать слова-признаки к различным предметам, например: ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белый, холодный, пушистый и т. д.;

• подбирать действия к предмету, например: птица (что делает?) летает, уж ползет, собака лает и т. д.;

• подбирать предметы к действию: скажи, кто лает, стрекочет, щебечет, что наступает, замерзает и т.д.;

• подбирать слова близкие по значению: храбрый — смелый, хороший — приятный, холод — мороз, стужа, хвалить — одобрять, расхваливать, скучать — тосковать и т. д.

Ребенку нужно знать:

• чем занимаются люди не только известных профессий, таких как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр, инженер и т.д.;

• слова противоположного значения: белый — черный, хороший — плохой, мириться — ссориться, младший — старший, можно — нельзя, полезный — вредный и т. д.

• Ребенку нужно понимать переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, голова на плечах и т. д.

3. Уже к четырем годам ребенку нужно овладеть системой словоизменения, то есть уметь изменять слова по числам, падежам, например: один сад, а много — сады, за садом (гулял где?) и т. д.

Для того чтобы проверить, насколько ваш ребенок овладел системой словоизменения, можно предложить ему следующие задания: много — это глаза, а один —…, много — это уши, а одно —…, одна — конфета, а шесть —... и т. д.

4. Системой словообразования ребенок овладевает к семи годам. При словообразовании меняется значение слова, например: сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы ребенок не только научился образовывать новые слова, но и активно пользовался этими словами, строил из них предложения.

Для того чтобы проверить, насколько ваш ребенок овладел системой словообразования, можно предложить следующие задания.

• Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький – …, маленькая куколка, а большая — ... .

• Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью —…, воду наливают, а соль — ... .

• Назови детенышей животных: кто у медведицы? Медвежата. У коровы – …, у слонихи – …, у овцы — ... (И т.д.)

Если кораблик из бумаги, значит, он бумажный, а шуба из меха какая? — Меховая. (И т.д.)

У лисы хвост — лисий, а у зайца —..., у собаки —…, у кошки — ... (И т.д.)

Если днем жара, то день жаркий, а если мороз —…, ветер —…, дождь —... (И т.д.)

5. Важно обратить внимание на связную речь ребенка.

Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребенка в семье.

Необходимо научить ребенка давать полный ответ на вопрос; вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивать о важных для него событиях. Внимательно слушать ребенка и направлять его сбивчивый рассказ с помощью вопросов по содержанию.

Для формирования связной речи можно использовать следующие методы: описание предметов, рисунков, пересказ знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений.

Родители должны превратиться из наблюдателей в активных участников воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процессов.