Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к
колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно
детским словам?
Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого
развития ребёнка.
Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой,
казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении
произнесения звука [ш] ребёнок заменяет им звук [с]: «шырость»
вместо «сырость».
Необходимо поправлять неправильное произнесение ребёнком звуков. Чем
раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в
лексикон ребёнка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение
искажённой формы. Дети с завидным упорством повторяют искажённое ими
слово. Если неправильное произнесение ребёнком звука имеет стойкий
характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к
логопеду.
Другой, более распространённой ошибкой являются придуманные детьми
слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются
словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться
словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить
при ребёнке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы
закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно
произносимое ребёнком слово, необходимо сразу же поправить малыша:
«Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать...» Вы должны очень чётко
произнести слово и попросить малыша повторить его вслед за вами.
Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу
одной, более лёгкой для ребенка формы.
К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть
ребёнок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи
детской речи отметили, что когда ребёнок усваивает какую-нибудь одну
форму языкового значения, то он распространяет её и на другие.
Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам.
Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.
Приведем пример из книги М. М. Кольцовой «Ребёнок учится говорить»:
«Возьмём все стулы и сделаем поезд», — предлагает трёхлетний Женя
своему приятелю. «Нет, — возражает тот, — здесь мало стулов».
Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении
сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что
речь маленьких детей бедна прилагательными. Прилагательные
составляют всего около 3—4% от других частей речи. Прилагательные
сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их
употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью.
Ребёнок использует в своей речи небольшое количество прилагательных,
с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во
время игры: страшный, злой, добрый, умный.
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это
тактично. Если вы посмеётесь над ребёнком и обидите его, он на
какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам
доверие.
Необходимо развивать интерес ребёнка к свойствам предметов (большой,
маленький, круглый, синий) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).
В дошкольном возрасте ребёнок способен отличить качество от
количества или действия. Однако наибольшую сложность для ребёнка
представляет соотнесение качественных характеристик предмета,
например, размер с размером, цвет с цветом. Ребёнок путает эти
понятия.