Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Слово
«школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком,
любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с
домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой
трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Боясь
что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему
первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы,
подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения
в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно
развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка
рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями — и зачастую
оказывается, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в
речи слова-«паразиты». Очень важна роль словарного запаса и при
овладении ребенком в будущем грамотным письмом, так как для применения
многих грамматических правил необходимо уметь быстро и главное —
правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при
достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его
смыслового родства с другими.
Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к
шести—семи годам. Дальше он будет «добирать» новые слова за счет
прочитанных литературных произведений» услышанных и усвоенных на
экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных
игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10—15 минут
родительского времени.
Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и
активизацию словаря.
Игра «По дороге домой»
Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых они
проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом.
У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
Упражнение «Что я загадал?»
Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с
ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».
Упражнение «Загадай — мы отгадаем»
Составление детьми загадок-описаний.
При знакомстве с многозначными словами желательно использовать
наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в
лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что
иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка
объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса — длинная коса.
Большое значение в обогащении детского словаря имеет работа по
словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова:
названия детенышей животных, профессий, посуды. Полезно знакомить с
происхождением некоторых слов («Почему цветок — подснежник, а гриб —
подберезовик?»).
Необходимо учить детей различать и подбирать слова близкие и
противоположные по значению (синонимы и антонимы). Выполнение заданий
на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря.
Упражнение «Скажи наоборот»
Взрослый называет слово, а ребенок — противоположное ему но значению:
толстый — тонкий, сильный — слабый, мерзнуть — идти, война — мир и т.д.
Упражнение «Продолжи цепочку»
Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно
больше близких по значению слов: пища — еда — корм — продукты; жилище —
дом — квартира — здание; идти — шагать — топать — шлепать; веселый –
озорной — смешной и т. д.
Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу,
но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи
по-другому»).
Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете его
представления об окружающем мире, не только развиваете его память,
мышление и воображение, но и формируете доверительные, теплые
отношения.