Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного текста.
Начать подготовку ребенка к такому сложному виду речевой деятельности
как пересказ лучше в 3-4 года.
Такой вид деятельности способствует освоению подлинно художественной
речи, запоминанию эмоциональных, образных выражений, учит ребенка
правильно выражать свои мысли и эмоции. Чем отличается спонтанное
«чтение» от пересказа? Прежде всего тем, что это целенаправленная
речевая деятельность. Ребенок должен приложить немало волевых усилий,
чтобы запомнить текст, который ему читают впервые, а затем постараться
передать его содержание.
Однако текст, который вы предложите малышу для пересказа, должен
отвечать определенным условиям:
• он должен быть динамичным, то есть действие в произведении должно
развиваться быстро и последовательно;
• лаконичным; лучше избегать длинных текстов, которые содержат большую
описательную часть;
• образным, написанным хорошим литературным языком с интересными
сравнениями и метафорами, конечно, понятными для детского восприятия.
Познакомив малыша с новой сказкой или рассказом, задайте ему несколько
вопросов, убедитесь, что ваш маленький слушатель понял содержание.
Выясните, какие чувства вызвало у него произведение. На первых этапах
обучения пересказу достаточно будет, если ребенок начнет вставлять в ваш
рассказ отдельные фразы и фрагменты текста. Можно предложить ему
говорить за какого-то героя, например, по ходу сказки исполнять песенку
Колобка.