Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает
цифры, названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к
школе. Надо помнить, что помимо этих знаний есть нечто важное, что
подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому
дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать
достаточным уровнем развития связной речи.
Что же означает понятие «связная речь»? Связная речь — это
последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный
конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные
предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи
с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в
обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита:
высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом
возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек,
предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание
небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут
сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие
первоклассники способны передать содержание картинки по памяти;
рассказать не только о том, что изображено, но и описать события,
которые могли бы произойти до и после увиденного.
Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь
развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать
этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником
полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к
школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно
использовать как простые, известные всем нам с детства игры, так и
специальные методики обучения.
Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса
детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут
только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с
ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.
Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?»,
попробуйте самостоятельно провести тестирование уровня ее
сформированности. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник
не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться
впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в
форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут
же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для
работы над ошибками.
Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать,
что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов. Пусть он
самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо,
если вы запишете рассказ дошкольника дословно. Это поможет позже
спокойно проанализировать сочиненную историю.
Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен
самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических
неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из
четырех и более слов, речь была плавной и выразительной.
Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть
«Забавные истории» В. Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу»
В. А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.
Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках,
ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки,
которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором
порядке, необходимо разрезать, чтобы дошкольник смог найти начало
истории, ее продолжение и конец.
Вас должно насторожить, если:
• ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
• ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных
событий, в рассказе было много повторов;
• ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал
отдельные короткие (нераспространенные) предложения;
• значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал
прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
• речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.
В этих случаях вам безусловно нужна консультация специалиста, даже
если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова,
грамматика) речь ребенка вам показалась правильной. Обратиться нужно
к логопеду и, возможно, к психологу.
Уважаемые родители, не полагайтесь в решении
проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное
учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено
достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую
практику дошколенка дома. Удачи вам и терпения!