Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
(автор — Л. И. Соколова)
1. Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи на
слух. Детям нужно уметь четко произносить все звуки речи, владеть
интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить
ударение в слове. Речь ребенка, поступающего в первый класс, должна быть
чистой, связной и выразительной.
2. Словарный запас ребенка к семи годам должен составлять
2500—3000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова, такие как
одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт и т. д.
• Ребенку должны быть известны названия предметов, относящихся к
различным группам, например: цветы, деревья, виды транспорта и
т.д.
Ребенку нужно уметь:
• определять название предмета по его признакам, например: кислый, желтый (лимон), зеленый, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и
т. д.;
• подбирать слова-признаки к различным предметам, например: ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белый, холодный,
пушистый и т. д.;
• подбирать действия к предмету, например: птица (что
делает?) летает, уж ползет, собака лает и т. д.;
• подбирать предметы к действию: скажи, кто лает,
стрекочет, щебечет, что наступает, замерзает и т.д.;
• подбирать слова близкие по значению: храбрый —
смелый, хороший — приятный, холод — мороз, стужа, хвалить — одобрять,
расхваливать, скучать — тосковать и т. д.
Ребенку нужно знать:
• чем занимаются люди не только известных профессий, таких
как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр, инженер и т.д.;
• слова противоположного значения: белый — черный,
хороший — плохой, мириться — ссориться, младший — старший, можно —
нельзя, полезный — вредный и т. д.
• Ребенку нужно понимать переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, голова на плечах и т. д.
3. Уже к четырем годам ребенку нужно овладеть системой
словоизменения, то есть уметь изменять слова по числам, падежам,
например: один сад, а много — сады, за садом (гулял где?) и т.
д.
Для того чтобы проверить, насколько ваш ребенок овладел системой
словоизменения, можно предложить ему следующие задания: много —
это глаза, а один —…, много — это уши, а одно —…, одна — конфета, а
шесть —... и т. д.
4. Системой словообразования ребенок овладевает к семи годам.
При словообразовании меняется значение слова, например: сад,
садик, садовник, посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы
ребенок не только научился образовывать новые слова, но и активно
пользовался этими словами, строил из них предложения.
Для того чтобы проверить, насколько ваш ребенок овладел системой
словообразования, можно предложить следующие задания.
• Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а
маленький – …, маленькая куколка, а большая — ... .
• Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью
—…, воду наливают, а соль — ... .
• Назови детенышей животных: кто у медведицы?
Медвежата. У коровы – …, у слонихи – …, у овцы — ... (И т.д.)
• Если кораблик из бумаги, значит, он бумажный, а шуба из меха какая? —
Меховая. (И т.д.)
• У лисы хвост — лисий, а у зайца —..., у собаки —…, у кошки — ... (И
т.д.)
• Если днем жара, то день жаркий, а если мороз —…, ветер —…, дождь —...
(И т.д.)
5. Важно обратить внимание на связную речь ребенка.
Связная речь является основным показателем
эффективности развития речи ребенка в семье.
Необходимо научить ребенка давать полный ответ на вопрос; вызывать у
него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивать о важных для него
событиях. Внимательно слушать ребенка и направлять его сбивчивый рассказ
с помощью вопросов по содержанию.
Для формирования связной речи можно использовать следующие методы:
описание предметов, рисунков, пересказ знакомых текстов, придумывание
историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений.
Родители должны превратиться из наблюдателей в активных
участников воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего
процессов.