Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в
словосочетаниях и предложениях. Академик В.В. Виноградов назвал
грамматический строй речи «организующим центром языка».
Пути формирования грамматически правильной речи:
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи;
- повышение речевой культуры взрослых;
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное
на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
-- исправление грамматических ошибок.
Формирование лексико-грамматических категорий у детей с ОНР является
одной из трудных задач в логопедической работе. При правильном подходе к
формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
закладывается умение оперировать синтаксическими единицами,
обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях
общения и в процессе построения связного монологического высказывания. А
появлению всего выше перечисленного способствует использование
дидактических игр на занятиях с детьми дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами,
картинками и схемами, так и без наглядного материала – в форме словесных
игр, построенных на словах и действиях играющих.
Дидактические игры и упражнения:
1. «Живое».
Цель: определение одушевленных существительных.
2. «Неживое».
Цель: определение неодушевленных существительных.
3. «Что (кто) это?».
Цель: употребление формы именительного падежа
существительных в единственном (множественном) числе.
4. «Чего (кого) не стало?».
Цель: употребление формы родительного падежа
существительных в единственном (множественном) числе.
5. «Чему (кому) я рад?».
Цель: употребление формы дательного падежа
существительных в единственном (множественном) числе.
6. «Что (кого) я вижу?».
Цель: употребление формы винительного падежа
существительных в единственном (множественном) числе.
7. «Чем (кем) я любуюсь?».
Цель: употребление формы творительного падежа
существительных в единственном (множественном) числе.
8. «О ком (о чём) я думаю, мечтаю?».
Цель: употребление формы
предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом «О».
9. «Один – много».
Цель: употребление существительных в именительном
падеже единственного и множественного числа.
Вариант. Цель: употребление существительных в родительном падеже
множественного числа со словом много.
10. «Четвертый лишний».
Цель: выделение из группы предметов лишнего.
11. «Назови ласково».
Цель: образование и употребление существительных
(прилагательных) с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.
12. «Скажи наоборот».
Цель: употребление антонимов.
Инструкция: подобрать к каждому слову другое слово, которое имеет
противоположный смысл.
13. «Великан».
Цель: образование и употребление существительных с
увеличительным суффиксом –ищ-.
14. «Назови детенышей».
Цель: образование и употребление существительных
– названий детенышей животных в единственном и множественном числе.
15. «Семейка».
Цель: образование существительных – названий животных
разного пола и возраста.
Вариант. Цель: образование родственных (однокоренных) слов.
16. «Жадина».
Цель: согласование притяжательных местоимений с
существительными.
17. «Дружная команда».
Цель: определение рода и числа существительных,
употребление личных местоимений: он, она, они.
18. «Солнце – оно».
Цель: определение рода и числа существительных,
употребление личного местоимения: оно.
19. «Сколько?».
Цель: согласование существительных с числительными 1, 2,
3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
20. «Из чего сделан предмет?».
Цель: образование относительных
прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам.
21. «Поварёнок».
Цель: образование относительных прилагательных со
значением соотнесенности к продуктам питания.
22. «Шаловливый ветер».
Цель: образование притяжательных прилагательных
с помощью суффикса -ин-.
23. «Назови, чьи части тела».
Цель: образование притяжательных
прилагательных.
24. «Странный зверь».
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются
важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой
активности в сфере грамматики.