Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Главная цель работы с «особым» ребенком – повышение качества жизни.
Это значит, что усилия специалистов и родителей должны быть направлены
на формирование самостоятельности, его социализацию и адаптацию. Особое
внимание следует уделять организации учебного процесса. Создание
оптимальных условий для жизни и обучения – необходимое условие его
успешности.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна
соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним
из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в
соответствии с их спецификой и возможностями.
Принцип интеграции в педагогике может быть рассмотрен в двух аспектах.
Во-первых, это состояние, для которого характерна согласованность,
упорядоченность и устойчивость связей между различными элементами.
Во-вторых – процесс, который приводит к данному состоянию.
Интеграция – это в педагогике весьма важный показатель
эффективности всей системы образования, так как он служит критерием ее
целостности.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия
всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников.
Перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:
• формирование единого понимания целей и задач сотрудничества с
родителями воспитанников, их соотнесение с личными целями;
• развитие ответственного отношения к педагогической деятельности,
формирование профессиональной позиции и самооценки;
• формирование умений построения успешных коммуникаций, улучшения
психологического климата в коллективе;
• повышение мотивации и стремления к командному взаимодействию;
• профилактика профессионального выгорания.
Выполнение педагогами этих задач, целенаправленная, систематическая
работа позволит достичь результатов в интеграции деятельности педагогов
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства,
диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому
педагоги должны обмениваться мнениями о формах и содержании совместной
работы. Спорные вопросы должны решаться в ходе диалога с желанием понять
и принять позиции другой стороны.
Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности,
интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного
процесса.
Главная цель взаимодействия воспитателя со специалистами – повышение
эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.
Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном,
обоюдном понимании и контакте.
Семья и детский сад – важнейшие институты воспитания, а их продуктивное
взаимодействие – залог успешного развития и благополучия ребенка.
Организация взаимодействия педагогов и родителей в работе по охране и
укреплению физического и психического здоровья детей – одна из ключевых
функций заведующего ДОУ. Такое взаимодействие обеспечивает благоприятные
условия для полноценного и своевременного роста и развития дошкольников
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, сокращает
заболеваемость, способствует развитию творческого потенциала детей как
субъектов отношений со сверстниками и взрослыми.
К формам интегративного процесса можно отнести совместные творческие
проекты, праздники, досуги, развлечения, эксперименты, наблюдения,
экскурсии, походы, беседы, викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые и
дидактические игры и т. д.
Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все
перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор
определенной темы предполагает их интеграцию.
Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт,
приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога,
воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели.
Сегодня в дошкольных учреждениях, в том или ином виде, осуществляется
деятельность по взаимодействию всех участников образовательного
процесса. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы,
различные виды наглядной информации, проводятся специальные
педагогические советы, разнообразные мероприятия и т.д.
Следует отметить, что только в тесном взаимодействии всех участников
педагогического процесса возможно успешное формирование личностной
готовности детей к школьному обучению, социализации и адаптации их в
обществе.