Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Клиническая классификация (в основе лежит изучение
причин и патологических проявлений речевой недостаточности)
Дисфония – отсутствие или расстройство фонации
вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется в
виде отсутствия фонации (афония) либо в нарушении силы, высоты и тембра
голоса (дисфония).
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Заикание (логоневроз) – нарушение темпоритмической
стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого
аппарата.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном
слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и
звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами
речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны
речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы.
Страдает не только звукопроизношение, но и темп, выразительность,
модуляция.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых зон коры головного мозга во
внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования
речи).
Афазия – полная или частичная утрата ранее
сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга
в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и
опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения.
Нарушения письменной речи:
Дислексия – нарушение чтения, проявляется в затруднении
при распознании и узнавании букв, при слиянии букв в слоги и слогов в
слова, что приводит к непониманию даже простейшего текста.
Дисграфия – специфическое расстройство процесса письма.
Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в
искажениях звукослогового состава и структуры предложения.
Психолого-педагогическая классификация (учитывает
степень нарушения языковых средств общения в процессе речевой
коммуникации)
1 группа:
- фонетическое недоразвитие;
- фонетико-фонематическое недоразвитие;
- общее недоразвитие речи (ОНР).
2 группа:
-заикание.
Каждая группа дефектов в свою очередь различается по форме (природе)
нарушения и степени его выраженности.
Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи
взаимно дополняют друг друга.