Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
1. «Наши пальчики с утра занимаются всегда»
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
2. «Удивительные "мордашки"» (мимические упражнения)
Показать, какое у вас настроение:
- в яркий, солнечный осенний;
- в дождливый, хмурый осенний день.
3. «Повторяй за мной» (работа над силой голоса)
Дует осенний легкий ветерок: «у-у-у-...» (тихо).
Подул сильный ветер: «у-у-у-...» (громко).
4. «Дыши правильно» (развитие речевого дыхания и голоса)
Разговоры овощей: произносить слоговые сочетания: па-пу, пы-по,
пы-бы, по-бо.
5. «Веселый язычок»
Упражнение для губ: нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся
друг другу и лесным обитателям (губы и зубы сомкнуты).
Упражнения для языка:
- «Заборчик» - улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.
Удерживать губы в таком положении под счет до 5;
- « Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать
в таком положении под счет до 5;
- «Лопатка» - улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить
широкий передний край напряженного языка на нижние зубы. Удерживать
положение на счет до 5;
- «Блинчик» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на
нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».
Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под
счет от одного до пяти-десяти;
- «Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык
загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз». На
счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу);
- «Почистим зубы» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и
кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения
языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
6. Времена года — осень
Побеседуйте с ребенком об осени на прогулке, понаблюдайте с ним
приметы осени.
Расскажите, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай
с поля и огорода убирают осенью.
Сад — фрукты
Расскажите, что фрукты растут в саду на деревьях, их убирают осенью.
Задание-иллюстрация: составить предложения по картине; разложить
предметы: ягоды — в корзинку, фрукты — на тарелку, овощи — в коробку
(провести стрелки).