Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Употребление предлогов»
для детей подготовительной к школе группы с ОНР

Цель: формирование практических навыков правильного употребления предлогов

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

- формировать навык составления описательного рассказа с опорой на схемы, навыки связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
- упражнять в определении рода существительного и их согласовании с местоимениями мой, моя, моё, мои.
- формировать практические навыки правильного употребления предлогов: на, в, под, за, перед, к, от, по, из, с, из-за, из-под;
- упражнять в составлении предложений с употреблением предлогов;
- упражнять в умении замещать предмет (реальный предмет – в геометрический);
- упражнять в словесном анализе и синтезе предложения.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна», «Лето»;
- развивать навыки связного высказывания, интонационную выразительность речи, познавательные способности, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма, творческое воображение.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать экологическую культуру, чувство прекрасного, навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.

Материал:

- демонстрационный: магнитная доска, кукла Капитошка, зонт с каплями-схемами, ноутбук, пособие «Весёлая площадка», доска с изображением схемы «Весёлой площадки», схемы предлогов, сюжетные картинки, слова-полоски.
- раздаточный: геометрические фигуры, игрушки-звери.

Предшествующая работа: разучивание песни М.Ю. Картушиной «Весенний мотив», разучивание ритмической игры «Капли», беседа о весенних признаках природы, изучение предлогов, индивидуальные разучивания стихов, организация дидактических игр «Кто где находится?», «Живые слова».

Словарная работа: весна, лето, капель, сосульки, проталины, подснежники, крокусы, мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, ручьи, ледоход, почки, гнёзда, убежище, светит, ярче, вьют, пробуждаются, набухают, распускаются, радуется.

Индивидуальная работа: обратить особое внимание на Андрея Е. при подборе предлогов в предложениях, на Андрея М. при составлении рассказа о весне, на Руслана при анализе и синтезе предложения.

Методические приёмы:

- сюрпризный момент – появление куклы Капитошки, зонта с каплями-схемами, игрушек-зверей;
- загадывание загадки;
- чтение стихов детьми;
- ритмическая игра «Капли»;
- пение песни «Весенний мотив»;
- приём моделирования;
- использование схем, картинок;
- игровые упражнения: «Поймай каплю», «Составь рассказ с опорой на схемы», «Составь рассказ с опорой на картинки», «Где находятся звери?», «Живые слова».
- использование ИКТ;
- использование презентации «Летнее путешествие Капитошки».

Ход занятия:

I. Организационный момент – загадывание загадки.

Логопед:
- Ребята, посмотрите в окно и представьте, что идёт дождь.

Дождь весенний лил да лил,
Дело делал, не шалил:
Вымыл крышу у скворечни,
Полил яблони и вишни,
Протянули мы ладошки,
Дождик их полил немножко.
Подожди ещё немножко
И придёт к нам…

                                                                                           (Капитошка.)

Появление куклы Капитошки, приветствие.

Логопед:
- И в гостях у нас сейчас капелька дождя – дорогой наш Капитошка!

II. Внесение зонта.

Капитошка:
- Я предлагаю вам отправиться на прогулку. На улице весенний дождь, дарю вам этот зонт.

Дарю подарок неспроста:
На этой дружеской прогулке
Не обойтись нам без зонта.

Логопед:
- Вставайте все под зонт.

Чтение стихов детьми:

1) На крылечке, и на крыше:
Громче, громче, тише, тише,
На зонтах, и на тропинке
Пляшут весело дождинки.
2) Бедный зонтик,
Он продрог,
Весь до ниточки промок.
Солнце, выгляни опять-
Зонтик хочет отдыхать!

Дидактическая игра «Чей предмет?»

Логопед:
- Дождь закончился, выглянуло солнце. Выходите из-под зонта.

Капитошка:
- С зонта стекают капли. Эти капли не простые, а с сюрпризами- картинками, которые помогут нам составить рассказ о весне.

Логопед:
- Пока зонт будет крутиться, я предлагаю вам по очереди поймать любую каплю и назвать картинку, ответив на вопрос «Чей предмет?».

(Дети ловят капельки и называют картинки: «мой ручей», «моя проталина», «моё солнце», «мои птицы».)

III. Составление рассказа о весне с опорой на схемы.

Капитошка:
- У меня тоже есть капельки с картинками и цифрами. Капля с цифрой «1» на доске будет первой. Затем следует капля с цифрой «2», у кого она?

(Таким образом на доске вывешиваются все капли в порядке возрастания цифр.)

Капитошка:
- Друзья, попрошу вас составить рассказ о весне, а капельки вам обязательно помогут.

Дети по цепочке составляют рассказ о весне. Примерный рассказ:

Наступила весна. Ярче светит солнце. С крыш свисают сосульки, и звенит весенняя капель. Тает снег, появляются проталины. Цветут подснежники, крокусы, мать-и-мачеха, в саду распускаются нарциссы и тюльпаны. Бегут и журчат ручьи, дети запускают кораблики. На реках начинается ледоход. На деревьях набухают почки, а позже из них распустятся листочки. Из тёплых краёв возвращаются птицы и начинают вить гнёзда. В лесу пробуждаются звери. Из убежищ выползают насекомые. Вся природа радуется весне.

Логопед:
- Чем вам нравится весна? (Ответы детей.)

IV. Ритмическая игра «Капли».

Стало солнце пригревать,
(Поднять ладошки вверх.)
Капля - раз, капля - два,
Капли медленно сперва.
(Указательным пальцем правой руки ударять по ладони левой половинными длительностями.)
Поскорее, поскорее,
Всё быстрее и быстрее,
(Хлопать правой ладошкой по левой в ритме четвертей.)
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
(Хлопать левой ладошкой по правой восьмыми длительностями.)
Побежали ручейки,
Их попробуй догони!
(Быстро пробежаться пальчиками по коленям.)

V. Дидактическое упражнение «Где находятся зверушки?»

Логопед:
- На реке растаял лёд –
Прямо в лес вода идёт.
Страшно сделалось зверям,
Прибежали они к нам.

Логопед:
- А вот и звери, мы их расположим на весёлой площадке. Выберите любого зверя и возьмите фигуру, на которой он находится. Расположите зверей на весёлой площадке так, как указано на схеме.

(Дети располагают зверей на весёлой площадке.)

Капитошка:
- Где находятся зверушки?

(Дети рассказывают, кто где находится, употребляя в речи предлоги.)

Логопед:
- Поменяйтесь фигурами и переставьте своих зверей, следуя той же схеме.

Капитошка:
- Чтобы зверям было ещё веселее, споём им весеннюю песенку.

VI. Физпауза – песня «Весенний мотив».

1. Жур-жур! – журчат ручьи.
Жур-жур! – бегут они.
Жур-жур! – ручеёк,
Звонкий голосок.
(Волнообразные движения руками.)
(На проигрыш лёгкий бег.)


2. Чив-чив! – воробушки,
Серые пёрышки.
Чив-чив! – чирикают,
По лужам прыгают.
(Взмахи кистями рук – «крыльями».)
(На проигрыш прыжки на месте.)


3. Здравствуй, весна-красна!
(Протянуть руки вперёд.)
Солнце ты принесла,
(Поднять руки вверх.)
Травку и цветы.
(Мягко качать вправо-влево опущенными вниз руками.)
Рады тебе все мы!
(Протянуть руки вперёд, прижать их к груди на слово «мы».)
(На проигрыш хлопать в ладоши.)


VII. Составление рассказа «Летнее путешествие Капитошки».

Логопед:
- Прекрасное время года – весна. А какое время года наступит после весны? (Лето.)

Капитошка:
- Однажды летом прошлого года я вышел на прогулку и увидел много интересного. Я принёс картинки, которые помогут рассказать о моей прошлогодней летней прогулке.

Логопед:
- Но прежде чем рассказывать, я попрошу вас отобрать подходящие картинки к схемам предлогов.

(Логопед показывает схему предлога, а дети из двух предложенных картинок отбирают подходящую (использование ИКТ: презентация «Летнее путешествие Капитошки). Дети отбирают подходящие картинки и составляют рассказ с употреблением предлогов о летнем путешествии Капитошки.)

Составление рассказа детьми по цепочке о летнем путешествии Капитошки (при этом дети передают друг другу Капитошку).

Примерный рассказ:

Однажды летом Капитошка вышел на прогулку. Он проходил мимо цветочной полянки. Цветы были пёстрые, очень красивые, а над ними порхали разноцветные бабочки. Капитошка полюбовался ими и дальше пошёл. Шёл он, шёл, видит дом стоит, а из-под крыльца выглядывает собака. Не стал он близко подходить, мало ли что. И дальше пошёл. Вдруг прогремел гром, пошёл дождь. Вскоре дождь закончился, а из-за тучи показалось солнце. После дождя на земле образовались лужи, по лужам прыгал воробей. Капитошка поприветствовал его и дальше пошёл. Слышит, что кто-то кричит, видит, что в болоте тонет заяц. Подбежал к нему ёж и стал вытягивать его из болота. Капитошка, довольный тем, что заяц был спасён, дальше пошёл. Подошёл Капитошка к пруду. Видит, к берегу подплыла уточка. На берегу стояли дети и подкармливали уточку. Капитошка подумал, какие добрые и щедрые дети. На этом его прогулка закончилась.

VIII. Дидактическое упражнение «Живые слова».

Логопед:
- Какой эпизод из летнего путешествия Капитошки вам больше всего понравился?

(Дети называют понравившийся эпизод, составляют предложение по выбранной картинке, например: «Разноцветные бабочки порхают над цветами».)

Капитошка:
- Превращаю вас в живые слова. Возьмите слова-полоски и постройте предложение.

(Дети выстраиваются в одну линию со словами-полосками и каждый в порядке очерёдности называет своё слово.)

Логопед:
- Назовись третье слово. (Третий ребёнок называет своё слово. И так называет каждый по просьбе логопеда.)

IX. Прощание с Капитошкой.

Капитошка:
- Спасибо вам, друзья. Мне и сегодня с вами очень приятно было общаться. Мне пора уходить. До новых встреч!

(Капитошка уходит, напевая свою песенку.)