Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ясность — главное достоинство речи. Аристотель
Цель: формирование предложно-падежных
конструкций в речи детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет.
Изготовление пособия
Для изготовления пособия берутся два прямоугольных куска оргалита
шириной, равной диаметру колец и длиной на 2-4 см меньше двух
диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров
колец, укрепляются штыри. По периметру сооружается небольшой бортик,
а с нижней стороны прикрепляются ножки. Вырезается в верхнем
прямоугольнике окошечко так, чтобы были видны совмещённые картинки.
Крышка накладывается на бортики основания. Для свободного и удобного
вращения колец можно использовать основу в виде старых
грампластинок. Круги удобно вращаются за выступы, которые образуются
в результате того, что ширина пособия на 2-4 см меньше двух
диаметров пластинок. Пластинку разбивают на 4-8 секторов.
Подготовка к игре
— пособие устанавливается на столе или стене;
— крышка снимается;
— на пластинки сверху укладываются выбранные кольца с картинками;
— крышка закрывается;
— пластинки раскручиваются за выступающие справа и слева края.
Мною разработаны дидактические игры по формированию
употребления предлогов для детей 5-7 лет.
ИГРЫ НА ПОДБОР ПАРЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой
подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх одной
картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна
картинка 2-го кольца.
Педагог: «Чтоб загадки отгадать,
Надо кольца повращать».
Ребёнок: «Кручу, верчу,
Отгадать хочу».
1. Дидактическая игра «Кто где живёт?»:
• дикие животные (медведь – в берлоге, ёж – в норе, белка – в дупле,
волк – в логове, лиса – в норе, заяц – под кустом).
• домашние животные и птицы (лошадь – в конюшне, свинья – в
свинарнике, собака – в конуре, кролик – в крольчатнике, кошка – в
доме, корова – в хлеву, петух и курица – в курятнике).
2. Дидактическая игра «Кто у кого?»:
• дикие животные (у медведицы – медвежата, у ежихи – ежата, у белки
– бельчата, у волчицы – волчата, у лисы – лисята, у зайчихи –
зайчата).
• домашние животные и птицы (у коровы – телёнок, у свиньи –
поросёнок, у лошади – жеребёнок, у козы – козлёнок, у кошки –
котёнок, у курицы – цыплёнок, у утки – утёнок, у гусыни – гусёнок).
3. Дидактическая игра «Кто с кем?»:
• дикие животные;
• домашние животные.
4. «Подбери картинку к схеме маленького слова (предлога) и
составь предложение по данной картинке»:
• предлоги у, на, в, под, за, перед, к, от, по.
• предлоги над, с, из, из-за, из-под, между, через.
5. «Помоги Капитошке разложить вещи по своим местам»:
кубики — в коробку;
комбинезон — в шкаф;
деньги — в кошелёк;
книгу — в ранец;
цветы — в вазу;
карандаши — в пенал;
попугая — в клетку.
Вариант: «Исправь ошибки
Капитошки» (Капитошка: «Книгу надо положить в кошелёк».
Дети исправляют.)
6. Дидактическая игра «Посмотри и назови» — вопросы для
работы с картинками по теме «Насекомые».
Предлоги НА, С
(демонстрируются схемы данных предлогов)
— Бабочка села куда? (На яблоко, на
книгу, на ромашку, на гриб,
на лист, на панамку, на руку);
— Бабочка улетела откуда? (С яблока, с
книги, с ромашки и т. д.)
Предлоги ПО, НАД
(демонстрируются схемы данных предлогов)
— Жук ползёт где? (По яблоку, по
книге, по ромашке и т. д.);
— Жук летает где? (Над яблоком, над
книгой, над ромашкой и т. д.)
Предлоги К, У, ОТ
(демонстрируются схемы данных предлогов)
— Гусеница подползла куда? (К яблоку, к
книге, к ромашке и т. д.);
— Гусеница остановилась где? (У яблока, у
книги, у ромашки и т. д.);
— Гусеница отползла откуда? (От яблока, от
книги, от ромашки и т.д.)
Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД
(демонстрируются схемы данных предлогов)
— Муравей заполз куда? (Под лист.);
— Муравей выполз откуда? (Из-под листа.)
Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА
(демонстрируются схемы данных предлогов)
— Божья коровка заползла куда? (За яблоко и
т.д.);
— Божья коровка выползла откуда? (Из-за яблока.)
Предлоги ЧЕРЕЗ, МЕЖДУ, ПЕРЕД
(демонстрируются схемы данных предлогов)
— Кузнечик перепрыгнул через что? (Через яблоко,
через книгу, через ромашку и
т.д.);
— Кузнечик сидит где? (Между яблоком и книгой,
между книгой и ладонью, между
ладонью и панамкой и т. д.);
— Кузнечик сидит где? (Перед яблоком, перед
книгой, перед ромашкой и т.д.).
Пособие «Волшебные кольца» способствует освоению детьми с общим
недоразвитием речи предложных конструкций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург:
АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
2. Логинова Л. Кольца Луллия // Обруч. – 2004. - № 4.
3. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи:
Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и
подготовительной группах. – М.: Гном и Д, 2005. – 48 с.