Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Игры и игровые упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

«Назови слова»
Цель: вызывать интерес к слову.
Ход: На прогулке взрослый просит ребенка поискать слова. Ребенок называет предметы (скамейка, качели, песочница, дерево и т.п.). Взрослый просит, чтобы ребенок называл слова правильно и отчетливо.

«Подскажи последнее словечко»
Цель: вызывать интерес к слову, закрепить представления, что слова произносятся в определенной последовательности: друг за другом.
Ход: Взрослый просит подсказать ему последние слова в стихотворных строчках:

Не хотел котенок мыться –
Убежал он от … (корытца).

Голосок твой так хорош –
Очень сладко ты… (поешь).


«Слова забыли свое место»
Цель: вызывать интерес к слову, закрепить представления, что слова произносятся в определенной последовательности: друг за другом.
Ход: Взрослый просит отгадать, из какого стихотворения слова: помчался, звонкий, куда, мяч. (Из стихотворения С.Я. Маршак «Мяч».)
Вопросы:
- Что я сказала не так?
- Как надо было произнести эти слова?
- Медленно произносите их по порядку. Какое первое слово? (Мой.)
- Какое следующее слово? (Веселый.)
- Какое следующее слово? (Звонкий.)
- Какое последнее слово? (Мяч.)

«Сходно ли звучат слова?»
Цель: учить вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.
Ход: Взрослый произносит два слова: мишка – мышка.
Вопросы:
- Слышишь, как они сходно звучат?
Какие еще слова сходны по звучанию со словом мишка? (Шишка – сынишка – фишка – малышка и т.д.)

«Какое слово задумано?»
Цель: учить самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает первого звука.
Ход: Взрослый показывает картинки (предметы, находящиеся рядом) и говорит: «Это ..тол». поправляет: «Стол». Взрослый снова: «Это ..тол». Ребенок: «С-с-стол». Взрослый: «Почему у меня получается не так?» Ребенок: «Надо назвать звук с, не надо его пропускать».
Взрослый называет остальные предметы без первого звука (…каф, …нига, …веток, …тул и т.д). Затем ребенок называет предметы без первого звука. Взрослый поправляет его.
Усложнение. Взрослый называет слово без первого звука, но не показывает картинку (предмет). Ребенок отгадывает, какое это слово.

«Слово можно прошагать»
Цель: дать представление, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков (звучит оно недолго), в длинном слове много звуков (звучит оно дольше), учить самостоятельно находить длинные и короткие слова..
Ход: Взрослый произносит слово суп и одновременно шагает. Взрослый обращает внимание на то, что получается только один шаг. Произносит слово шар и шагает. Ребенок шагает тоже. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать!» - говорит взрослый и предлагает назвать разные слова и одновременно шагать. Ребенок называет слова, взрослый помогает.
Примечание. Считать шаги не надо, главное – обращать внимание на длительность звучания слова.

«Подумай, не торопясь»
Цель: активизировать знания ребенка о звуковом строении слова.
Ход: Взрослый предлагает задания:
• Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. (Ласточка, лампа…).
• Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
• Подбери слово, в котором первый звук к, а последний – ш. (Карандаш, камыш.)
• Какое получится слово, если к но- прибавить один звук? (Нож, нос…)
• Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет Машу мочалкой.)
• Придумай собаке кличку, в которой второй звук у, а последний к. (Шустрик, Кузнечик...)
• Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, луковица…)

«Что вокруг нас?»
Цель: закреплять умение делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.
Ход: На прогулке взрослый предлагает отыскать вокруг себя те предметы, в названиях которых одна часть (мяч, дом…), две части (забор, кусты, трава…), три части (качели, береза…).