Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Осваиваем пересказ

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного текста.

Начать подготовку ребенка к такому сложному виду речевой деятельности как пересказ лучше в 3-4 года.

Такой вид деятельности способствует освоению подлинно художественной речи, запоминанию эмоциональных, образных выражений, учит ребенка правильно выражать свои мысли и эмоции. Чем отличается спонтанное «чтение» от пересказа? Прежде всего тем, что это целенаправленная речевая деятельность. Ребенок должен приложить немало волевых усилий, чтобы запомнить текст, который ему читают впервые, а затем постараться передать его содержание.

Однако текст, который вы предложите малышу для пересказа, должен отвечать определенным условиям:

• он должен быть динамичным, то есть действие в произведении должно развиваться быстро и последовательно;
• лаконичным; лучше избегать длинных текстов, которые содержат большую описательную часть;
• образным, написанным хорошим литературным языком с интересными сравнениями и метафорами, конечно, понятными для детского восприятия.

Познакомив малыша с новой сказкой или рассказом, задайте ему несколько вопросов, убедитесь, что ваш маленький слушатель понял содержание. Выясните, какие чувства вызвало у него произведение. На первых этапах обучения пересказу достаточно будет, если ребенок начнет вставлять в ваш рассказ отдельные фразы и фрагменты текста. Можно предложить ему говорить за какого-то героя, например, по ходу сказки исполнять песенку Колобка.