Сайт учителя-логопеда Григорьевой Л. Г.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Праздник красивой речи

Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Свои возможности дошкольник сможет показать в разнообразных речевых играх.

«Скажи наоборот»
Взрослый произносит различные слоги, а ребенок произносит слог наоборот.
Например: ау — уа, ры — ыр, ос — со и т. л.

«Сигнальщики»
У ребенка карточки, на одной из которых изображен колокольчик, на другой колокольчик зачеркнут. Если слово начинается с глухого согласного, ребенок показывает зачеркнутый колокольчик, если со звонкого — обычный колокольчик.

«Заколдованное слово»
Взрослый предлагает ребенку «спасти» слово, проговорив все звуки, из которых оно состоит. Сначала следует подбирать односложные слова (например, слово «мяч»), затем слова можно усложнять.

«Телеграфист»
Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша.
Например: мар-ме-лад, по-су-да, дом, че-ре-па-ха и т.д.

«Звуковая цепочка»
Взрослый называет первое слово, далее ребенок называет слово, начинающееся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.
Например: весна — автобус — слон — нос — сова и т.д.

«Архитектор»
Ребенок называет слово с заданным звуком и берет одну деталь конструктора. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее будет его постройка.

«Собери мозаику»
Взрослый предлагает ребенку собрать детали мозаики: зеленые — если в слове заданный звук мягкий; синие — если заданный звук твердый. Одно правильно придуманное слово — одна деталь мозаики.

«Отыщи слово, отыщи звук»
Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).
На арену вышли... (тигры),
Мы от страха все притихли.

Подобные игры и упражнения по развитию фонематического восприятия облегчат дошкольнику процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем — чтения и письма.